"На маяк" не первая удачная работа английской писательницы Вирджинии Вулф. Однако, этот роман является передовым в сочетании двух литературных традиций модернизма, а также, включает в себя, на мой взгляд, самый интересный из приемов 20 века, о котором далее пойдет речь.
Поток сознания
"Поток сознания"- прием и тип повествования, который заключает в себе множество синтаксических исключений или даже нарушений. Например, автор может отказаться от пунктуации или же пользоваться излишней парцелляцией, которая, по задумке автора, покажет символический отказ от рамок написания работ и даст ощущение прочтения дневника или мыслей, изложенных на листе бумаги без последующей правки.
Что касается романа "На маяк", то в нем сюжетная линия прослеживается гораздо слабее философского рассуждения, которое, в свою очередь, почти не обособляется и не выделяется так, как должно выделять мысль героя или прямую речь. Читатель следует картине описания, держит ее образ в голове и рефлексирует за персонажа - видит мир его глазами.
Предвестники шторма над штилем классической литературы
За смысловую основу романа Вулф взяла традицию Марселя Пруста, работы которого нельзя назвать легким чтивом. Вместе с еще одним вдохновителем Вирджинии Вулф, Джеймсом Джойсом, все трое стали освободителями мысли от воздействия оформления в рамки, которые по их мнению скрывают природу мысли, которая имеет свойство хаотичности.
Еще одной отличительной от классики чертой является пояснение. А вернее, его полное отсутствие. "Поток сознания" применялся и применяется многими авторами, но по-разному. Вспомним "Анну Каренину", в которой каждый прилив мысли Толстого подходил к контексту логически или объяснялся автором. Здесь же читатель оказывается брошенным в открытую воду, в результате чего он может либо утонуть - отложить работы Пруста, Вулф и Джойса и обратиться в классическую литературу за линейностью и сюжетом; либо научиться плавать в психологической и философской прозе - проникаться мыслями и чувствами, учась применять рефлексию, подобную Вирджинии Вулф, в жизни.