Найти тему
PROSVET

"На маяк" и дальше. Почему роман Вирджинии Вулф покорил любителей философского самосознания?

Оглавление

"На маяк" не первая удачная работа английской писательницы Вирджинии Вулф. Однако, этот роман является передовым в сочетании двух литературных традиций модернизма, а также, включает в себя, на мой взгляд, самый интересный из приемов 20 века, о котором далее пойдет речь.

Обложка первого издания романа Вирджинии Вулф "На маяк"
Обложка первого издания романа Вирджинии Вулф "На маяк"

Поток сознания

"Поток сознания"- прием и тип повествования, который заключает в себе множество синтаксических исключений или даже нарушений. Например, автор может отказаться от пунктуации или же пользоваться излишней парцелляцией, которая, по задумке автора, покажет символический отказ от рамок написания работ и даст ощущение прочтения дневника или мыслей, изложенных на листе бумаги без последующей правки.

Что касается романа "На маяк", то в нем сюжетная линия прослеживается гораздо слабее философского рассуждения, которое, в свою очередь, почти не обособляется и не выделяется так, как должно выделять мысль героя или прямую речь. Читатель следует картине описания, держит ее образ в голове и рефлексирует за персонажа - видит мир его глазами.

Произведения, основой которых является "поток сознания"
Произведения, основой которых является "поток сознания"

Предвестники шторма над штилем классической литературы

За смысловую основу романа Вулф взяла традицию Марселя Пруста, работы которого нельзя назвать легким чтивом. Вместе с еще одним вдохновителем Вирджинии Вулф, Джеймсом Джойсом, все трое стали освободителями мысли от воздействия оформления в рамки, которые по их мнению скрывают природу мысли, которая имеет свойство хаотичности.

Еще одной отличительной от классики чертой является пояснение. А вернее, его полное отсутствие. "Поток сознания" применялся и применяется многими авторами, но по-разному. Вспомним "Анну Каренину", в которой каждый прилив мысли Толстого подходил к контексту логически или объяснялся автором. Здесь же читатель оказывается брошенным в открытую воду, в результате чего он может либо утонуть - отложить работы Пруста, Вулф и Джойса и обратиться в классическую литературу за линейностью и сюжетом; либо научиться плавать в психологической и философской прозе - проникаться мыслями и чувствами, учась применять рефлексию, подобную Вирджинии Вулф, в жизни.