Вспомнил что задумывал канал как журнал. Сейчас в нем явно не хватает историй. Исправляюсь.
Неделю назад я забрифовал клиента, подготовил ему коммерческое предложение и мы договорились о работе. В начале прошлой недели он заплатил мне аванс. А в этот понедельник попросил вернуть деньги назад.
Что произошло. На брифинге клиент сказал, что они с командой ещё думают над названием. Я предложил помочь, мы созвонились и я проконсультировал их по названиям. Повисла пауза в ожидании решения по тому как же назвать это заведение. Я спокойно ждал, т.к. аванс уже был оплачен и я знаю как иногда тяжело определиться с названием для своего дела. Но в итоге получил сообщение не с финальным названием, а просьбу вернуть аванс.
А все из-за из-за того, что у них сорвался договор по аренде помещения в котором должно было быть заведение и других подходящих по близости нет. Вот так банально. Никакого недовольства дизайном или сорваных дедлайнов.
Конечно же аванс я вернул т.к. я еще не успел начать делать дизайн и не успел его потратить 😉 И эта ситуация натолкнула меня на тему для заметки о важности авансов и их размерах. Если вы прошли опрос выше, то знаете моё отношение к ним. Детализирую 🔻
***
1️⃣ Аванс должен быть всегда. Не стесняйтесь брать или просить аванс. Воспринимайте это как серьезность намерений клиента. Если он хочет чтобы вы сделали для него работу и она ему действительно нужна, он не будет думать о том как бы не заплатить вам.
Если клиент отказывается платить аванс — это большой красный флаг для вас, который значит, что он может остановить работу в любой момент, или еще хуже, вы участвуете в негласном конкурсе с другими дизайнерами, которые согласились работать без аванса.
2️⃣ Размер аванса может зависеть от двух факторов: вашего желания и вашей себестоимости работ.
Во втором случае, если вы прошли мой мастер-класс «Как оценить свою работу», то знаете, что ваша работа состоит из себестоимости и маржи. И знаете размер каждой из частей. Соответственно аванс должен покрывать вашу себестоимость (расходы на выполнение работы). Тогда даже если клиент передумал в самый последний момент или не принимает ваш дизайн, то как минимум ваше затраченное время будет оплачено.
Если вы НЕ знаете свой процент маржи, то просто называйте сумму от 30% до 100% которая вас устроит. Да-да. Иногда 100% аванса вполне оправдано, например для консультаций или авторского надзора.
3️⃣ Аванс может быть не на весь объем проекта. Если проект большой и длинный, то вы можете разбить его на этапы и авансировать каждый этап отдельно. Когда клиент принимает этап, он закрывается оплатой остатка и авансом следующего этапа.
Таким образом и вы и клиент чувствуете себя более спокойно. Он не переживает что сразу платит крупную сумму, а вы знаете что если все пойдет хорошо, то у вас будет график платежей и вы не потратите все деньги сразу 😎
4️⃣ Аванс не возвращается, если вы уже сделали большую часть работы, а клиент останавливает проект. Аванс не возвращается, если клиенту не понравился дизайн. Аванс не возвращается, если клиент меняет ТЗ в процессе работы. Новое ТЗ — новый проект и новый аванс.
Почему так — смотри пункт 2. Это риск на который идет клиент. А вы в свою очередь рискуете не получить остаток.
***
🙊 Что я упустил? Или чем бы вы дополнили этот список? Напишите мне в сообщения @aleksgusakov