В минувшую субботу исполнилось бы 100 лет со дня рождения Михаила Калашникова – гениального конструктора стрелкового оружия. По этой или по какой-то другой причине этот конструктор не был представлен широкой публике, но оставил обширный след в истории российской науки и техники и стал одним из символов современного российского оружия.
Но Калашников – не только конструктор и изобретатель. Он был, как говорят конструкторы, «военным медиком». Дело в том, что в 1943 году ему было поручено возглавить военно-медицинский отдел Центрального конструкторского бюро приборостроения – ЦКИБ. Оно занималось разработкой систем массового поражения, а Калашников работал над созданием оружия, способного защитить Советский Союз от ракетно-ядерного нападения.
— Я стал заниматься проблемами профилактики и лечения ранений, и армейская сторона взяла на себя большую часть работы: мы разрабатывали средства, которые должны были защищать от ракетных ударов. Калашников поддерживал эти разработки. Под его руководством были начаты работы по использованию кислорода как газоразрядной системы для зажигательных и осветительных ракет.
Конструктор делает нарезное оружие
Михаил Тимофеевич Калашников
Сегодня модно называть его «отцом всех современных автоматов», поскольку они уже несколько десятков лет не выходят из арсенала российской армии. Однако Калашников был и врачом: именно он в 1943-м стал директором ЦКИБа.
История создания автомата Калашникова (АК) похожа на историю создания его коллеги Стечкина – «игрушечного автомата», сконструированного в 1970-х для развлечения публики и автомата Калашников для массового военного производства. При этом Калашников фактически производил процесс разработки, принимал участие в его прохождении.
Он придумал конструкцию оружия, сумев в сжатые сроки выйти на новый технический уровень и получить признание в мире. По словам конструкторов, «инструментальное творчество, творческий подход, когда скрупулезно и аккуратно вырисовываются все элементы, до мельчайших деталей, обеспечивая реализацию одной идеи, а за ней второй и третьей, а также четкую отработку технологических процессов не только дают результат, но и заставляют относиться к оружию, как к живому организму, который может и должен развиваться».
Илья Муромец: Во время Великой Отечественной войны конструкторы ЦКИКа создали более 30 тысяч различных образцов автоматического оружия.