Много ли снято кинокартин с сюжетами о великой войне? Определенно да. Среди всей массы фильмов прошлого и этого веков есть как достойные, так и неудачные. Прогресс движется, возможности творцов мира кино все больше и больше расширяются. В последнее время как на отечественном, так и на западном фронтах кинематографа на свет появляются сюжеты совмещающие целую палитру жанров. В одной кинокартине можно наблюдать и героизм солдат, и любовную драму среди окопов, и захватывающий дух пейзаж сражений.
Для хорошего фильма, сочетающего в себе сразу несколько жанров и стилей, необходим соответствующий сюжет. И таких “сюжетных кандидатов” на качественный сценарий немало и хотелось бы раскрыть в этом ключе одну небезызвестную историю. Речь пойдет об одном очень интересном событии в политической сфере военных лет. Сложно представить что организация дипломатической миссии сможет стать источником героического эпоса, однако эта история таит в себе неожиданный запас приключенческого духа.
Итак...
Для начала простой вопрос: на каких самолетах совершают перелеты главы государств? Разумеется, первым делом в голову приходит образ крылатых лимузинов наивысшего класса. Однако, в истории нашей страны есть исключение.
На дворе май 1942 года. Кровожадное жерло Великой Отечественной Войны оборотами огненной косы поглощает километры необъятных просторов нашей родины. Солдаты защитники и солдаты оккупанты терзают друг друга, гибнут десятки тысяч человеческих судеб.
Правительство, как правило, участия в боях не принимает: в народном управлении своя война - дипломатическая. В сложившейся ситуации появляется нужда в переговорах между правителями СССР, США и Англии. Договориться в переписке не получается, а онлайн конференции еще не изобрели, поэтому министру иностранных дел СССР Вячеславу Молотову необходимо выкручиваться иначе.
Личный визит?
Это всегда запросто, но не в 42-м году, ибо страна окружена врагом, мало того, весь мир в огне. Так каким образом можно добраться до союзников? И тут наша история о дипломатической миссии превращается в приключение, сюжет которого достоин отдельного фильма или, как минимум, длинного рассказа.
Путь к столу переговоров один - воздух. Высшие деятели авиационного фронта озадачены: каков будет маршрут такого перелета? Ведь все свободные от войск Германии территории слишком далеко и пройти по воздуху никак не получается. У маршала авиации СССР Голованова есть решение, и мало кто удивится ему. Идея была стереотипно русской - лететь напролом, над оккупированными территориями. А теперь представьте насколько необходимо засекретить такое решение? Разумеется, даже если бы немцы узнали о замысле союзников совершить личную встречу, то никогда бы не подумали, что высшее руководство СССР летящей походкой пройдет прямо над их головами. Но это не было поводом расслабиться.
Вопрос номер два: какая машина доставит второе лицо государства Вячеслава Молотова на переговоры в Англию и США? Круизный лайнер? Нет, мир превращен в кипящий котел, в такие времена воздушный транспорт может быть только один - тяжелый бомбардировщик дальнего действия.
“Петляков ПЕ - 8” (он же АНТ-42 или ТБ-7) лучший на тот момент экземпляр “летающей крепости” - именно этот самолет был выбран в качестве “борта №1” для путешествия сквозь вражеский тыл. Разумеется в сфере комфорта боевая машина была на нулевом уровне. Лишь бомбы были заменены на кислородные баллоны, ведь на больших высотах человеку требовалась дополнительная порция живительного газа. Собственно именно в бомбовом отсеке и расположился министр иностранных дел. Укутанный в меховой комбинезон, с маской для дыхания в объятиях, Вячеслав Михайлович был готов к операции “время приключений”.
Чувствуются ли уже в сюжете огромный риск и мучительное напряжение?
В строжайшей секретности, настолько, что сами пилоты до последнего не знали кого повезут, боевая машина дипломатов вспорхнула на предельную высоту в небо. Максимально возможная высота давала шанс пройти выше "потолка" и остаться незамеченными. И тут сюжет уносит нас в поочередную смену захватывающих дух непредвиденных ситуаций. Первыми атаковали воздушную крепость свои же зенитчики, а далее следовал долгий и изнурительный перелет через господствующего на земле и в небе противника. Еще одним, не менее опасным, противником стала атмосфера вооруженная грозовым фронтом, пленившим одинокий бомбардировщик, которому снижаться опаснее, чем уворачиваться от разряда молнии. Природа на этом не успокоилась: пролетая над морскими просторами, экипаж и важные пассажиры столкнулись с холодом силой в пятьдесят градусов ниже нуля. При таких испытаниях стресс одолевает не только людей, усталость настигла и боевую машину - отказал один из двигателей, другой перегрелся и работал в половину мощности.
Испытанные удачей и волей судьбы наши герои смогли добраться до Англии, затем до США, а потом еще раз до Англии, после чего успешно вернуться на родину с заключенным важнейшим в истории войны договором. Не только успех дипломатической миссии оставил след в истории - отвага экипажа и решимость русских заставили иностранных коллег, мягко говоря, пребывать в шоке. Лично Франклин Рузвельт восторженно жал руки отважному русскому экипажу.
В заключение этой короткой истории важно вспомнить тех, благодаря чьей отваге и железной стойкости мы можем спустя много лет восхищаться этим сюжетом: командир машины майор Э.К.Пусэп, второй пилот пилот В.М. Обухов, штурманы С.М. Романов и А.П. Штепенко, бортовой техник и его помощник А.Я. Золотарев и С.Н. Дмитриев, стрелок носовой башни И.П. Гончаров, радисты Б.Н. Низовцев и С.К. Муханов, воздушные стрелки Д.М. Кожин, П.В. Сальников, Г.Ф. Белоусов и В.И. Смирнов.
Ударяться в подробности мы не будем, лучше читать учебники. Надеюсь, многие будут согласны, что эта военная история, среди тысяч и тысяч других, скрывает в себе огромный потенциал захватывающего сценария, поэтому: кто-нибудь сделайте уже про это годный фильм!