Найти тему

Спецслужбы стремились усилить чувство угрозы, потому что это может быть использовано для оправдания их бюджетов

ПОДДЕРЖАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ: АРМИЯ И Шпионы

Наряду с партийными и правительственными организациями, заинтересованными во внешней политике и участвующими во внешней политике, есть субъекты безопасности - в частности, НОАК, а также Министерство государственной безопасности (МГБ), Народная Вооруженная полиция и другие субъекты. Их роль в оперативной внешней политике, а также в формулировании и формулировании угроз со стратегиями борьбы с ними очевидна. Но есть постоянные споры о том, какое влияние они имеют.

Народно-освободительная армия, основанная как Красная Армия в 1927 году, всегда была подотчетна Коммунистической партии, и только. Это остается правдой. Ее высшим органом управления и организационной единицей является Центральная военная комиссия (ЦВК), в которую входит ряд гражданских лиц, наиболее важным из которых является председатель этого органа, генеральный секретарь Коммунистической партии Си Цзиньпин (еще один источник его силы).

В эпоху маоизма НОАК была значительным источником контроля и влияния, и все раннее поколение лидеров Китая происходило из военного прошлого. Даже в конце 1980-х годов Дэн Сяопин отказался от всех своих формальных ролей, за исключением должности председателя ЦВК (до 1982 года он был только вице-премьером), и занимал эту должность до 1989 года.

Как и в армии других стран мира, в китайской была группа лоббирования собственных интересов, способная влиять на промышленную политику, вопросы безопасности и внутреннюю политику. В Китае, как и в Советском Союзе, она действовала подобно огромной государственной компании, задействованной на заводах, производящих не только военную, но и гражданскую экипировку, и управляющих предприятиями, которые были задействованы почти во всех секторах. Было естественно, что НОАК руководила ночными клубами, гостиницами, магазинами и другими компаниями, учитывая, насколько велика была армия до 1980-х годов, насчитывая более пяти миллионов человек.

Вокруг этого основного персонала было какое-то количество иждивенцев и партнеров. Если Коммунистическая партия часто выглядела так, как будто она выглядела как государство в государстве, то НОАК была мини-государством сама по себе, действуя бок о бок с партией как внутреннее вассальное королевство, даже имея собственную систему параллельных назначений, которую партия могла только подстраховать, но не наложить вето.

Китайские лидеры заметили проблемы, которые чрезмерно могущественные и нелояльные военные поставили перед руководителями Советского Союза перед его распадом в 1991 году, и извлекли из этого важные уроки. НОАК продемонстрировала неоднозначные результаты в подавлении беспорядков 1989 года на площади Тяньаньмэнь и в других местах. Лояльные войска извне Пекина, в конце концов, были призваны «умиротворить» ситуацию в столице - эвфемизм, используемый в официальной прессе для стрельбы боевыми патронами по студентам.

В середине 1990-х годов произошло стратегическое переосмысление того, какая модернизированная армия необходима Китаю, ибо она претерпела те же преобразования, что и экономическая сфера. В результате в 1998–1999 годах НОАК просто удалили из всех сфер коммерческой деятельности, сократили ее, модернизировали ее оборудование и улучшили ее доктрины. С того времени она стала организацией, тесно связанной с миссией партии по повышению экономического статуса Китая, обеспечению того, чтобы у него был региональный наступательный и оборонительный потенциал, и по модернизации его технического потенциала, особенно в области того, что несколько неуклюже называлось `` информационализация ''(шпионаж и использование высокотехнологичного оборудования).

За прошедшие с тех пор годы, по мнению одних, влияние НОАК было огромным, а по мнению других, в основном оно было сосредоточено в определенных областях. Военные деятели, начиная от отставных генералов, таких как Сюн Гуанкай и такие активные, как подполковник Лю Юань, высказали леденящие кровь идеи о том, как Китаю нужно быть более напористым и агрессивным по отношению к внешнему миру. Известно, что Сюн угрожал городам западного побережья США китайскими ядерными боеголовками в одной из своих самых причудливых истерик в конце 1990-х годов.

Лю применил более интеллектуальный подход, написав книгу о Китайской Мечте, которая просто обозначила положение Китая, где он сможет быть более автономным и больше не должен терпеть, когда Соединенные Штаты толкают его на своем собственном заднем дворе.

Трудно оценить, насколько влиятельны некоторые из этих фигур. Некоторые, как Лю Юань, сын Лю Шаоци, президента Китая до его падения во время Культурной революции 1967 года, имел четкие связи с Си Цзиньпином, посещая одни и те же детские сады и начальные школы, хотя было трудно понять, как именно это повлияло на какое-либо конкретное влияние на политическую позицию и мышление Си. Другие, такие как Ма Сяотянь, сидели в ОМК и считались выразителями скорее чисто военных точек зрения.

В целом их можно было бы отнести к категории очень настойчивых по региональным вопросам, но в меньшей степени по вопросам, находящимся за пределами Китая. Как и везде, В Китае было много великих старых отставных вояк, которые были свободны в своих комментариях - и искали развлечений, если не чего-то иного.

Ясно, что через НОАК военные действительно имеют право голоса по вопросам внешней политики. Но он скорее поддерживающий участник, чем инициатор новых смелых идей. С 2013 года при Си Цзиньпине антикоррупционная борьба была направлена ​​против ряда военных, что показало, насколько ясно армия была слугой политиков, а не самостоятельным центром власти. Сюй Цайхоу был одним из самых высокопоставленных лиц: до своего выхода на пенсию в 2012 году он был членом НОАК, и в 2014 году его считали мишенью для полицейских, борющихся с коррупцией, но его дело осложнялось из-за того, что у него неизлечимая форма рака.

Однако это не помешало Партии изгнать его в 2015 году. Более десятка других военных подверглись такому же обращению. Когда-то считавшиеся местом защиты и привилегий, армия и флот теперь якобы были, согласно Си Цзиньпину49, в соответствии с теми же стандартами, что и КПК, государственными предприятиями и негосударственными субъектами.

Что характерно, когда возник вопрос, имевший высокую степень военного значения - проход эсминца США через район Южных Китайских Морей в октябре 2015 года, несмотря на резкие угрозы, исходящие от Персонала НОАК - министерство обороны Китая дало довольно прохладный ответ: «Китай настоятельно призывает американскую сторону добросовестно отнестись к серьезным заявлениям Китая [и] немедленно исправить свою ошибку». Это было на некотором расстоянии от угрозы «нанести лобовой удар», последствия которой, как сказал контр-адмирал НОАК Ян И за несколько недель до этого на международной конференции по безопасности в Сингапуре, будут серьезными.6

По таким вопросам, как Тайвань, Южное и Восточно-Китайское моря и пограничный спор с Индией, НОАК, очевидно, имеет право голоса. И из-за его важности в этих областях с 1990-х годов он обеспечивал последовательное увеличение бюджета, выражающееся двузначными числами. Но НОАК редко инициирует внешнеполитические позиции, и, как и большинство военных, она часто больше стремится предотвратить войны, чем увидеть их начало, особенно потому, что ее реальный опыт конфликтов с 1979 года практически сведен к нулю, что оказывает давление на уверенность военнослужащих в военных высшего эшелона.

Китайские службы безопасности неизбежно играют менее определенную роль. Для тех, кто вовлечен в шпионскую деятельность против иностранцев внутри или за пределами Китая, их функция достаточно ясна. Они ничем не отличаются от ЦРУ в Соединенных Штатах или Секретной разведывательной службы Соединенного Королевства.

Внутри страны MSS, как и PLA, формулирует и анализирует угрозы, а затем лоббирует ресурсы для их устранения. MSS утвержден Руководством Коммунистической партии и должен следить за потенциальными источниками проблем, как внутри страны, так и за ее пределами. Отсутствие прозрачности означает, что его реальное влияние трудно оценить.

Но, опять же, у него, безусловно, есть понимание и способность вносить вклад в формулирование внешней политики, а также явный корыстный интерес. В конце концов, для этих организаций неудача с участием Китая за границей станет чем-то, во что они должны будут немедленно вмешаться.

Сообщается, что китайские кибершпионы из разведывательного подразделения НОАК были объявлены в розыск ФБР США в 2015 году, что стало двусторонним международным вопросом между двумя странами. Более подробно об этом будет сказано в главе, посвященной США и Китаю.

Как и в случае с другими спецслужбами, клеймо «совершенно секретно» даже на самых нелепых материалах означает, что у них больше шансов добраться до столов высших руководителей и привлечь их внимание. Но на момент написания в начале 2017 года, с его шестью военными округами и различными провинциальными и суб-провинциальными образованиями, Китай имел, как представляется, процветающий, высококонкурентный рынок производства секретных материалов. Такое большое количество разведывательных отчетов рискует ухудшить то, насколько серьезно к ним относятся и сколько внимания к ним уделяют руководители. Создание в 2014 году под руководством Си Комиссии национальной безопасности было одним из способов координации этой огромной отрасли, производящей секретные отчеты.

Как и любые другие правительственные учреждения, китайские спецслужбы стремились усилить чувство угрозы, потому что это может быть использовано для оправдания их бюджетов. Тем не менее, расследование, арест и задержание высокопоставленного лидера МГБ в 2014 году было признаком того, что даже эта ранее почти неприкасаемая часть государственного небосвода больше не была безопасной. Таким образом, в отличие от эпохи Ху Цзиньтао, безудержной активности государственной безопасности и культуре почти полной безнаказанности пришел конец. Шпионов сложно приручить, но, похоже, Си предпринимает смелую (и пока успешную) попытку.