Найти в Дзене
Папа в море

Принял участие в операции по очистке береговой линии в Порт-Кавказе после розлива нефти из-за шторма 11 ноября 2007

Оглавление

Экологическая катастрофа Азовского и Черного морей

Ноябрь 2007 года, как и наверное, везде по России, выдался хмурым и пасмурным, за окном то и дело летели мрачные облака, а "ледяной" ветер просто выматывал всю душу. Я учился в то время на втором курсе мореходки. Но, как оказалось, учебные занятия не были столь уж страшными по сравнению с тем, что ждало нас, совсем молодых курсантов, чуть позже.

Штормы в это время года – далеко не редкость. Но на этот раз, налетевший ураган в Керченском проливе вызвал неприятные последствия: затонуло сразу 5 судов, включая четыре сухогруза (три российских и один грузинский) и танкер (российский). Как позже выяснилось, в море попало свыше 5 тыс. тонн гранулированной серы и около 2000 тыс. тонн мазута. Намечалась глобальная экологическая катастрофа, связанная с гибелью всего живого на всем протяжении берегового участка. Коренной слом экологии, гибель микроорганизмов, птиц и морских животных являлся всего лишь самой высокой точкой айсберга всего того ужаса, который принес жуткий шторм днем 11.11.2007г.

-2

Одним словом, чтобы очистить берег от заразы, выслали нас, зеленых молодых курсантов. Привезли в далекий Порт Кавказ, выдали защитные комбинезоны и сапоги, но вот респираторов и подавно не намечалось (да и мы - молодые, тогда об этом не думали). Вонь там стояла ужасная! Наверняка, если бы мы в тот момент осуществили измерение количества в воздухе вредных веществ при помощи газоанализатора, то пришли бы к очень печальным выводам – здесь работать просто нельзя! Уверен, что ПДК (предельно-допустимая концентрация) тогда точно была выше допустимых значений! Нашей задачей являлось собирать "нефтяные" водоросли и животных, а также весь сопутствующий мусор и наполнять им кучу мешков с целью дальнейшей утилизации. Работа на берегу моря в ноябре – вещь крайне неприятная. Со всех сторон дует коварный ветер, на небе солнышко, но оно совершенно нас не согревало.

-3
По прошествии многих лет я понял, что мы могли нанести на этом загрязненном берегу непоправимый вред для собственного здоровья, это однозначный факт, да и о наших жизнях никто и думать не хотел! Никто не уподобился даже один замер сделать, хоть самым "простеньким" газоанализатором!

Техническая сера – элемент во всех отношениях опасный и вредоносный. Она попросту запыляет легкие, вызывает самые серьезные заболевания. А практически любой груз танкера, может быть опасен для жизни и здоровья. Да и мерзкий пронизывающий холод буквально не давал нормально работать, ведь погода на морском берегу постоянно менялась.

Но в юном возрасте смотришь на всю эту ситуацию не настолько критично, вся жизнь еще впереди, а все проблемы решаемы. Вот и мы на протяжении двух недель, а по факту все время кроме субботы и воскресенья занимались выловом всякой гадости, которая разлилась после разлома неповоротливого танкера напополам. Я еще долго не мог даже представить насколько масштабной оказалась данная экологическая катастрофа.

Итоги 4 года спустя

Заинтересовавшись данной трагедией и разыскав интересную информацию, оказалось, что мы ,скромные курсанты мореходки, выполнили тогда поистине уникальную миссию – умудрились зачистить огромное пространство от водорослей и мазута при помощи самых нехитрых приспособлений (вилы, грабли, лопаты). Кроме того, был наказан капитан Порта Кавказ Андрей Иовлев, который во время бешеного шторма не дал укрыться экипажам в порту, а ведь тогда погибло 8 человек на судне.

Но, потом, оказалось, что синоптики явно недооценили силу бушевавшего урагана. По их скромным оценкам, его сила не достигала более, чем 20-25 м/с. На деле ситуация была поистине катастрофическая. По мнению знавших море людей, сила ветра порывами достигала около 50 м/с, тут было не под силу спрятаться даже самому крепкому торговому судну от бушевавшего урагана и нужно было однозначно уходить открытое море!

-4

Что касается местных жителей, то спустя 4 года они наконец смогли возобновить лов рыбы, экологическая обстановка более или менее нормализовалась, ведь море имеет одну очень важную функцию - самоочищение. Запах нефтепродуктов уже не наблюдается, хотя за долгие месяцы, проживающие там люди давно "принюхались" и уже не ощущали неприятного нефтяного аромата. Однако к 2011 году сумму, в которую оценили данную трагедию (около 25 млрд рублей) так никто и не возместил.

И еще я узнал интересную информацию о том, что в корпусе т/х «Волгонефть-139» была огромная пробоина, из-за которой железка и разломилась пополам. Вину имеют также и владельцы судов. Все дело объясняется просто фантастической жадностью хозяев, которые попросту не желали тратиться на ремонт своих судов или же пускать их в переплавку. Им было абсолютно все равно, завтра или же послезавтра посудина пойдет ко дну.

Но для владельцев обнаружились проблемы – суда были не укомплектованы спасательными средствами, люди не знали о технике безопасности, система оповещения на берегу работала из рук вон плохо.

Вывод был прост – вся работа базировалась на столь любимом русскими авось. Результат халатности - гигантское загрязнение акватории, 4 года экологической катастрофы. Ну а если говорить обо мне, то я до сих пор с ужасом вспоминаю тот ноябрь, когда мне и другим курсантам пришлось две недели по колено в воде вылавливать всякую вонючую гадость…

А вы участвовали в каких-то очень важных событиях и операциях, может быть даже спасательных?

Премного благодарен за ваши лайки и комментарии 🙏 Очень старался и надеюсь вам понравилась моя статья. Подписывайтесь на канал "Папа в море"! Пожалуй, самый морской канал на Дзене⚓