- 5 июня – самая трагическая дата в семье Максима Трошина – день его памяти. В уже далеком для нас 1995 году в этот день жизнь талантливого парня неожиданно оборвалась. Он не дожил до своего дня рождения всего 13 дней. Вокруг его гибели ходят много слухов, порой даже самые фантастические и немыслимые. Об этом, конечно же, я расскажу. Только значительно позже.
- Как я и говорил, что этот проект мы создаем вместе с вами. Мы вместе пишем историю Максима Трошина. Начало положено! Идем дальше. Подписываемся, присылаем истории, впечатления и воспоминания. У нас все получится!
5 июня – самая трагическая дата в семье Максима Трошина – день его памяти. В уже далеком для нас 1995 году в этот день жизнь талантливого парня неожиданно оборвалась. Он не дожил до своего дня рождения всего 13 дней. Вокруг его гибели ходят много слухов, порой даже самые фантастические и немыслимые. Об этом, конечно же, я расскажу. Только значительно позже.
Меня зацепили слова подписчика под ником ОА. Он так глубоко расписал значение того, что я делаю, того, что значит для наших людей Максим. Приведу его комментарий без редакции:
«Спасибо за живое слово о великом человеке. Тихо он прошел по нашей многострадальной Родине, выполнил свою скромную миссию, но голос его до сих пор не дает покоя имеющим уши. Ох, не время нынче спать, православные!», – пишет ОА.
Дальше он приводит цитату своего знакомого учителя: «Уже 26 лет прошло, а личность Максима до сих пор воодушевляет и будоражит души людей».
«Вот что написал мне мой добрый знакомый, прослушав Максима буквально несколько дней, с первых минут он был поражен», – продолжает ОА.
«Нет, все-таки Максим не из этого мира. Посмотрите запись 1993 года, ему 15, а поет взрослый мужчина, полнокровный и цельный по своей сути. По всей видимости, за неполных 17 земных лет он прожил духовные десятилетия куда большие. Почему и ушел рано, сказав свое нужное и искреннее слово во времена воцерковления. К тому же, его кончина никому не известна, и в этом тоже видится его жертвенность и покорность воли Божией. Его не оплакивают, жалея по-земному тяжкий путь Максима. Его чтят как благовестника Божиего, как ангела новой России, а это гораздо выше нашего обывательского скудоумия.
Свое высокое предназначение на земле он выполнил, не взирая ни на что, и ни на что не ориентируясь из земного окружения, а только слушая глас Божий и идя за ним. Спокойно и молча (с точки зрения бытовой суетной трепотни) выполнил свою миссию и также молча ушел дальше и выше...».
Мимо таких слов точно нельзя пройти. Я написал ОА в надежде, что он мне ответит, что поделится своими мыслями. И он ответил. В моей душе все смешалось: радость, волнение и ожидание чего-то искреннего. Мне казалось, проходила вечность от моего сообщения до ответа ОА. Вскоре мы перешли в бесконечный диалог, делились своими впечатлениями, мнениями. И вот что из этого получилось. Делюсь с вами, мои дорогие подписчики…
В ходе разговора выяснилось, что же значит ОА. Свой комментарий оставил отец (О) Антоний (А) – священник Русской Православной Церкви из Ивановской области. Современные технологии привели его на мой канал. Алгоритмы Яндекса порекомендовали ему то, что он искал на просторах интернета.
«Работа, или по-церковному послушание, связана у меня, в том числе, с интернетом, - рассказал отец Антоний. – Поэтому часто в нем бываю. Сеть фиксирует интересы пользователей и предлагает интересующие материалы. Случайно я наткнулся на канал в Яндекс.Дзен «На выдохе». С первых постов канала понял, что это то, что давно ищу, а именно – живой, психологический портрет дорогого мне человека – верного сына нашей Родины, Максима Трошина. Очень рад, что такой канал появился в восполнение незаслуженного пробела памяти Максима».
Однажды отец Антоний поделился, причем так, на бегу, о личности и творчестве Максима с одним прихожанином, кандидатом педагогических наук С.А. Это вызвало мгновенный живой отклик в его душе. Как будто Максим был рядом с ним и он слышал его голос. Позднее, когда С.А. познакомился поближе с творчеством Максима, он, «видавший виды» в департаментах и музеях человек, был просто шокирован. И то, что он написал однажды, как бы осмысляя масштабы личности Максима, лишь капля из той реки, которая бурлила в душе педагога. И не только у него была такая реакция.
«Оказывается, многие мои знакомые, в подавляющем большинстве православные, имели именно такую же реакцию после знакомства или встречи с этим удивительным человеком, который в «лета мала» исполнил свой долг перед Родиной и людьми. Помню, меня потрясла запись в одом из блогов, где автор среди важных событий года, перечисляя и уход бабушки, и окончание ВУЗа, и другие достижения и потери, ставил одним из первых пунктов – знакомство с Максимом, с его личностью, его внутренним миром, во-первых. А уже во-вторых, с его песнями», – продолжал священник.
Познакомился отец Антоний с творчеством Максима вроде как буднично, но и необычно. Однажды в монастырь приехал один священник. Решили для оживления и так уже живой беседы включить что-нибудь православное посмотреть в интернете.
«10 лет назад мы не были избалованы обилием видео-контента. Включили. Сначала одно – не пошло, другое. Наконец, тот самый, все во мне перевернувший фильм «Песней наполнено сердце мое». Посмотрели почти в тишине. Попрощались за полночь. Образ этого юноши не выходил из головы. Музыку я не слушал уже много лет. Можно сказать, музыкальные интересы умерли во мне и позабылись все песни. И я несколько дней только размышлял о судьбе и мире Максима. Что во мне так всколыхнуло тогда тонкие порывы души? Я много размышлял. Через несколько дней решился пересмотреть фильм. Опять легкий шок. Наверное, с непривычки. Это как голодного, не евшего несколько дней человека посадить за обильный стол. Дрожь. Потом послушал в наушниках «Соловейку», посвященную Игорю Талькову. Спокойно, как раньше, жить уже не мог…», – эмоционально заметил отец Антоний.
Максим стал для моего собеседника открытием. Сами песни для него, при всей их проникновенности, отходили на второй план. Отец Антоний услышал о нем во время Великого Поста, особый период для православных христиан. Когда наступила Пасха, Светлый и главный церковный праздник, он долго сидел в храме и думал о Максиме, его судьбе, кончине, предназначении, миссии. «Что случилось в тот печальный день?», – размышлял отец Антоний. Этот мальчик стал ему близок. И молился с радостью за него. Его голос не может не пробуждать самые высокие чувства у тех, кто способен на них.
«Ни Тальков, ни отец Роман (Матюшин), ни Бичевская даже близко не возбудили тех чувств, которые вызвал и оставил как вечную метину в душе этот мальчик, - резюмировал мой собеседник. – Не вижу в его творчестве ни пессимизма, ни упивания тоской, фатализма. Песни его очень светлые, действительно русские. Отрадно, что в Брянске Максим оставил тех, кто продолжает его традиции. Или это Брянская земля плодит таких людей?! Даст Бог, посещу этот чудный град, посмотрю храмы, монастыри. Помолюсь в Тихвинском храме, где молился и Максим, где сегодня трудится его мама».
С мамой Максима, Надеждой Михайловной, отец Антоний познакомился случайно. Снова помогли реалии современного мира – социальные сети. Он был очень рад, что она откликнулась на его сообщение. Каких-то вопросов священник ей не задавал. Только благодарил ее за семью, за сына. Тогда он понял, что ни Максим, ни ее супруг не умерли для нее. И она очень ценит тех людей, кто разделяет ее чувства, хранит память об этих светлых людях.
«Хотел съездить в Брянск, отслужить Панихиду на их могилках. Пока не удалось, но желание не оставляю. Служу Панихиду там, где живу. Максим всегда со мной! За маму его молюсь, очень хороший человек, простой и отзывчивый», – эта фраза завершила наш разговор.
И думается, что так оно и должно было быть. Ведь как пел Максим, «на молитве Русская земля». В этих словах, наверное, таится глубинный смысл бытия. Жизнь всё по своим местам расставит!