Обрадовавшись такому исходу дела, старпом добавил, - Вы поужинать к нам потом заходите, после работы. Мигните прожектором. Мы шлюпку вышлем. На том и расстались.
- Ну, Аркадий, ты как в воду глядел. Действительно теплоход чалиться к нам будет, – сказал Степаныч, спускаясь по трапу.
Аркадий и Татьяна стояли обнявшись у трапа и смотрели на спускаю-щегося шкипера.
- Вы какие-то странные сегодня. Как будто с похмелья.
- Это мы от любви такие, – смутившись ответила Таня.
- Любовь любовью, а твоего Арсения от обязанностей я не освобождаю, ты уж извини.
- Ладно, - со вздохом ответил Арсений, – жду ваших указаний.
- Так-то лучше. Повторяю, – расхаживая по причалу начал Степаныч, - будем принимать теплоход. Понятно?
- Понятно.
- А мне не понятно. Такого еще не было в моей практике. Действительно перемены идут. И они мне не нравятся,- заметил Степаныч.
Утро. Бегает по берегу разъяренный Левка.
– Козлы! Козлы!
Степаныч выходит из домика и направляется к Левке.
– Чего орешь, Левка? Каких козлов ты увидел?
- Да ты что, сам не соображаешь. Смотри теплоход куда встал, ёшкин кот. Он же мне все сети испортил. Откуда он взялся? Какого хрена они туда встали!
- Сам вот думаю. Какого хрена, Левка. Да. Жаль мне тебя. Не везет те-бе последнее время.
- Да не говори. Сначала лодку арестовали, теперь это вот. Сеть хоро-шая знаешь сколько стоит?
- Ну ты же богатый. Еще купишь.
- Какое там на хрен богатый.
- Сам же говорил. Мотор импортный купил.
- Был богатый. Да весь вышел. Вот ты Степаныч, я не пойму, на что живешь?
- На денежное довольствие и пенсию.
- И хватает?
- А мне много не надо.
- Вот вы старики какие. Не надо вам ничего. Ничего не хотите. А мне пожить охота. Пока молодой. – Стуча в грудь кулаком, горячился Левка.
- Тебя Левка, как будто кто гонит жить.
- А разве я не прав?
- Прав, конечно. Я вот помню тоже таким был и вот только сейчас по-нял, что зря торопился. Так толком ничего и не заметил, пока жизнь неслась. Может и ты когда поймешь. Ладно, Левка, пойду я, помидоры полью, а то днем жарко будет, – Закончил разговор Степаныч и пошел в сторону огорода. Левка же начал опять причитать, отвязывая лодку. Степаныч остановился, задумчиво посмотрел на него и покачал головой.
Арсений и Степаныч встречают «Омик».
– Что они тебе сказали на теплоходе? – Спросил Арсений.
–Да так. Ты это, никому не говори в конторе, что они здесь чалились, – загадочно ответил Степаныч, продавая билеты подходящим пассажирам.
На теплоходе же началось что-то непонятное. Раздалась оглушительная музыка, крики, даже стрельба, как показалось Степанычу, послышалась. На па-лубе было видно движение народных масс.
– На них там пираты что ли напали? – недоверчиво пробормотал Арсе-ний.
С теплохода начали спускать шлюпки.
– Нет, – чувствуя тревогу, ответил Степаныч, – Думаю, зря я им разрешил, помяни моё слово. Зря.
Шлюпки неумолимо приближались к берегу. На носу первой из них стоял человек в развевающихся одеждах с бородой и что-то орал в громкоговоритель.
– Кончилась Сеня наша карьера, – сказал Степаныч, закуривая, – сейчас бы выпить бутылку залпом не помешало, для окончательного успокоения.
Таня осталась в избе прибираться. Помыв полы и убрав разбросанные вещи по своим местам, она взяла банку и решила пойти собирать клубнику на косогор. Идти пришлось через лес. Наконец она вышла на открытое место, где был сенокос. Здесь открывался захватывающий дух вид на Волгу. Река здесь делает поворот и глазам предстает картина водной глади с бесчисленными зелеными островами. В центре же, как брошенный белый платок лежит остров Свияжск со своими монастырями и церквями.
Татьяна села на склон и залюбовалась этой картиной, потом сплела венок из васильков. Спустившись в лощину, она раздвинула высокую траву и увидела крупные ягоды клубники. Домой она возвращалась с полной трехлитровой банкой спелых, ароматных ягод. И даже сделала букетик, оставив на стебельках самые красивые и крупные ягоды.
Носы шлюпок врезались в гальку пляжа. Туристы выпрыгивали из них прямо в воду, с гиканьем и улюлюканьем. Многие были одеты, как пираты. На иностранцев они не походили. Всеми руководил этот самый бородатый в мантии с громкоговорителем на шее и в окружении девушек в зелёных купальниках, изображавших русалок.
– Я сейчас им скажу, – ринулся, было, Арсений.
– Не надо, пусть отдыхают, – остановил Степаныч, – Уже поздно. Вот только зачем они шлюпки спустили, не пойму. Ты на них посмотри. Пьяным, поверь моему богатому опыту, бесполезно доказывать. Это я, старый дурак, во всем виноват.
Тем временем из шлюпок матросы начали доставать объемистые запасы провизии в коробках и носить на берег. Дачники, которые были на пляже, вначале испугавшись, начали потихоньку приближаться к туристам, заинтересовавшись представлением. А оно ширилось и набирало силу. Гремела музыка. На берегу был разожжен пионерский костер. Через него прыгали туристы, одетые в чертей. На берегу были разложены легкие раскладные столы с напитками и провизией. Тем временем причалила шлюпка, откуда вылез вчерашний стар-пом. Степаныч решил подойти к организаторам, пока те были относительно трезвые. Старпом его узнал.
– Иностранцы говоришь, историю посмотреть? – Ехидно спросил Степаныч.
Старпом был тоже нетрезвым и поэтому более развязанным.
– Изменения в программе. Мы сами не знали. С иностранцами, конечно, я вас признаюсь, обманул. Но это все большие чиновники, – почему-то шепотом начал оправдываться он. Нельзя, чтобы кто-то знал. Ходят слухи, что даже депутаты есть.
- Когда они одеты в чертей, как те вон, – кивнул Степаныч на прыгающих через костер чиновников, – их и родная мать не узнает, не то, что народ.
- Организаторы решили устроить праздник Нептуна, понимаете.
- Понимаю. А Нептун это и есть организатор?
- Да. Это известный шоумен и режиссер массовых мероприятий Джумбер Моисеевич Цыгарко.
- Не слыхал. А что шлюпки-то спустили? Я думал трап подадите.
- Это как бы пираты. Понимаете? Джумбер Моисеевич придумал утром.
- Понимаю. Набег, так сказать, на мирное население.
- Давайте к столу, с нами. Отметим день Нептуна.
- Да я вроде как на службе, - Крепясь изо всех сил ответил Степаныч, кося глазом на стоящего на дебаркадере Арсения.
- Мы тоже. Пойдемте, – настойчивей уговаривал старпом.
- Сейчас, я команду помощнику дам и подойду.
Подойдя к Арсению, он добавил – Ты за меня пока здесь поработай, а я пока с коллегой поговорю.
- Водку пить пойдете?
- Юнга, отставить разговорчики!
Арсений понял, что говорить бесполезно. Показалась «Ракета». Пассажиры прильнули в иллюминаторам и вместе с командой судна с интересом смотрели на представление. Степанычу испугался, не врежутся ли в дебаркадер. Арсений пошел встречать, уже миролюбиво добавив, – Ладно, идите.
На берегу уже шли дикарские пляски. Дачники, уставшие от размерен-ной жизни за городом, принимали самое горячее участие. Отдельные семейные пары расположились на одеялах поодаль, а те, кто побойчее, уже пристроились к столикам и теперь трудно было понять, кто есть кто. Левка забыл прежние обиды. Одев на один глаз черную повязку, болотники на ноги и взяв в зубы нож, изображал зловещего пирата, крутясь вокруг сорокалетней нимфы, с зеленой мочалкой на голове. Ошалевшая Альма бегала среди них, виляя хвостом и радостно тявкая.
В доме Степаныча, который стоял ближе всех от берега, решили устроить штаб Нептуна. Но штаб тоже стал сразу больше походить на разбойничье гнездо. О прежней Татьяниной уборке уже ничего не напоминало. Степаныч не очень хотел, чтобы его видели на людях, и сам предложил свою избу. Там собралась компания матросов, во главе со старпомом. Старпом предложил тост за попутный ветер и семь футов под килем. В это время как раз и зашла, раскрасневшаяся от быстрой ходьбы Таня в цветастом ситцевом платье, с венком из васильков на голове, литровой банкой, полной пахучими ягодами и букетиком земляники. Над столом воцарилось молчание. Все повернули головы в ее сторону.
– Это моя племянница Танечка, мужики, – Чтобы избежать дальнейших вопросов пояснил деловито Степаныч, как можно более ласково просмотрев на смутившуюся девушку.
- А где Арсений? – Спросила несколько удивленная Таня.
- Работает. Ты это, к нему сходи-ка. Посмотри, как он?
Таня решила подъиграть, – Я вам земляники принесла. Угощайтесь, – И высыпала на блюдо из банки то, что набрала за утро. Ягоды рассыпались узорами, наполнив комнату терпким ароматом.
– Ты Арсению оставь, – заметил Степаныч, – нам хватит.
– А это Вам, – протянула она Степанычу букетик, уходя, и добавив, поцеловав в щеку, – «До свиданья».
Степаныч покраснел от удовольствия. Мужики проводили ее восхищен-ными взглядами, не успев ничего сказать.
- А кто у нас Арсений? – Спросил старпом, - Тоже племянник? - И за-смеялся.
- Нет. Арсений – мой напарник.
- А-а, – протянул старпом. – Понятно. Нечасто у нас молодежь появляется. Тогда предлагаю выпить за молодость.
Компания горячо поддержала тост. Тут в избу забежал запыхавшийся Арсений.
– Виктор Степанович. Вас Казань вызывает.
- Этого еще не хватало, – заворчал, поднимаясь, Степаныч, – иду, чтоб тебя.
Выйдя на дома, Степаныч не узнал мест. Праздник продолжался. Дебаркадер был украшен какими-то шариками, флажками. По берегу водили хороводы ряженые. Махнув на это рукой, Степаныч пошел в кассу, где находился телефон. Звонили из конторы.
- Как дебаркадера не будет? – недоуменно спросил Степаныч в трубку.
- А зачем в контору-то ехать? Что за срочность? Как готовить к консервации. Понял. И новый не пришлют? Никакого?
Положив трубку, он сел на пороге. Такого поворота событий он не ожидал и даже протрезвел. «И старый дебаркадер уберут к окончанию навигации, и его самого». Будто почуяв неладное подошел Арсений.
- Чего говорят?
- Дебаркадера нового не будет. Никакого не будет.
- Как так?
- А вот так.
- Напарника мне тоже, стало быть не полагается.
Пауза. Арсений понял, что Степаныч догадался обо всем.
- Я Вас обманул. Никакой я не напарник. Я из дома сбежал. Простите.
- А я тебе поверил уже, хотя сомнения вначале были, – Почему-то весело ответил Степаныч. – Что, родители не кормят?
- Кормят. Еще как. Да разве в этом дело.
- А в чем?
- Мне кажется, что я им не нужен.
- Я тоже так думал раньше. А на самом деле оказалось, что мне само-му никто не был нужен. Поверь мне. Просто ты похож на меня. Но так жить не-правильно.
- А как правильно?
- Да я и сам не знаю. Дожил до седых волос, а не знаю что правильно, а что нет.
Вокруг шумел день Нептуна. Отдыхающие группами толпились у сто-лов. Молодежь танцевала. Кто-то перепил и спал прямо на берегу. Левка рас-сказывал что-то смешное стайке девушек, размахивая руками.
- Стало быть мне надо отсюда уходить, раз такое дело? А Вы как?
- Погоди Сеня. Надо подумать. Не руби.
- Что тут думать.
- Ты понимаешь, мы уже сработались, и мне не нужно было другого помощника. Старый я. Не могу быстро к новым людям привыкать. А за меня не беспокойся.
Потом вдруг посмотрел на берег.
- А ты посмотри, как наши-то, дачники, с туристами сдружились. Точно всю жизнь вместе плясали. Только вот одни завтра уплывут, а другие останутся. Нас туда никто не позовет. Так и дальше будет. Они себе жизнь уже устроили, знают на каком они берегу, а мы вот не знаем. Сомневаемся. Думаем, что вот опохмелимся и начнем заново. Боюсь, не успеем.
Степаныч тяжело встал и пошел к дому. Нелепо смотрелась его сгорбленная фигура в старом бушлате на фоне всеобщего веселья.
Вечером теплоход уплыл. Только ветер гонял по берегу воздушные шарики и обрывки бумаги. Валялся на берегу пьяный Левка в болотниках и в помаде.
Арсений и Таня махали вслед уходящему теплоходу, пока были видны фигуры пассажиров. Степаныч стоял рядом в задумчивости. Ему казалось, что он теряет с этим теплоходом последнее, что у него осталось. Скоро уедут и те, кто стал ему по-настоящему дорог, и кого он не хотел терять.
- Ну, вот и вы скоро тоже, – когда все закончили махать, пробормотал он.
- Почему это вы? Мы! Все!
- Не понял?
- А давайте тоже, как они отправимся в плаванье.
- Ты, наверное, перегрелся?
- А все равно дебаркадера другого не будет, а значит и делать здесь больше нечего.
- Ты что задумал, Сенька?
- Отдать швартовы! Поднять якорь! – Сенька отвернулся, чтобы никто не увидел его полных слез глаз.
- Пошли в дом. Отдохнем, а вечером на работу, «Ракета» в Казань идет, – примирительно промолвил шкипер и направился к дому. Ребята поплелись следом.
Уже вечером отправив «Ракету» они держали совет на дебаркадере. На берегу плескалась детвора, под зорким контролем бабушек. Ильдус-абы вышел на помост с удочками. Увидев их, он махнул приветственно рукой.
- Я вот что подумал, - тяжело опершись о перила начал Степаныч, говоря как бы еке, – Ты Арсений должен навигацию отработать. Я тебе приплачивать буду из своих.
Арсений начал жестикулировать, но шкипер рукой сделал знак, чтобы не перебивал.
- Работа она должна оплачиваться, а до окончания навигации никто нас отсюдова не выгонит. Ты Татьяна, когда домой поедешь, скажи его родителям, чтобы не волновались. Передай, мол, работает, а к осени вернется. Ты как Сеня считаешь?
- Я не согласен про родителей, деньги мне тоже не нужны. Если только на мелкие расходы.
- Так нельзя, они волнуются. Сам подумай. Или я буду вынужден сообщить. Решай.
- Нет! – вдруг вскочил Арсений, – это невозможно. Можно я сам по-том скажу.
- Да не волнуйся ты так. А про материальное вознаграждение ты не беспокойся, – продолжал Степаныч, – Устроим. Пенсия у меня большая, как никак бывший военный. А дальше Сеня, если решишь и смогёшь, я тебя так и быть, капитаном сделаю. Слово даю. Дебаркадера-то все равно нету.
- Вы меня?
- А что, думаешь Степаныч ничего не может?
- Ну, я думал, что в этой глуши, до райцентра и то километров пятьдесят. Где тут учиться. Речной техникум только в Казани. Может в браконьеры пойти? Как Левка.
- Если точно, то тридцать семь. Короче есть у меня одна задумка, – шкипер закурил и хитро улыбнулся, глядя на заходящее в кусты солнце.
Следующим днем Арсений провожал Таню. Сначала они пошли на холм, где Таня собирала землянику. И сейчас они набрали ягод и, усевшись смотрели на Волгу, проходящие корабли и баржи. Потом пошли на пристань. Степаныч деловито продавал билеты и казался угрюмым. Когда подошла «Ракета», Арсений закрепил трап, прошел вперед и по-джентльменски подал Тане руку.
- Ваш билетик, девушка – Обратился к Тане матрос, тот который когда-то насмехался над Сеней.
- Вы меня не узнали? Это же я Вас спрашивала про парня. Так я его нашла. Это мой Арсений.
- Узнать-то узнал, но порядок один для всех. – Упирался матрос.
...
продолжение следует...
...
Автор: Олег Волков-Казанский
другие работы автора доступны по ссылке https://proza.ru/avtor/ovolkov
Уважаемые читатели!
Если у Вас есть истории, которыми хочется поделиться с миром, в чём-то предупредить, поделиться опытом, повеселить или же спросить совета - присылайте в личку на указанные координаты, будем публиковать.
...
официальный сайт автора канала http://lakutin-n.ru/
Почта: Lakutin200@mail.ru
Страница VK https://vk.com/avtor_nikolay_lakutin
Инстаграм https://www.instagram.com/nikolay_lakutin/
Твиттер https://twitter.com/nikolaylakutin
Facebook https://www.facebook.com/NikolayLakutin
Канал в Яндекс Дзен https://zen.yandex.ru/lakutin
Канал на Ютуб https://www.youtube.com/channel/UCB9OzOjkZjkSTJgsGMsjiqA
...
Мы совершенно не обидимся, если Вы:
- подпишетесь на наш литературный канал
- поставите лайк;)
- "свистните" у нас пару тысяч статей (для пользы общего дела и не забудете указать автора)
- что-нибудь доброе скажете по поводу статьи, автора, предыдущего комментатора, ну или же просто похвалите себя любимого (ую) за прочтение данного материала. Сегодня немногие читают, так что Вы уже молодец!!!
...
Иллюстративный фотоматериал заимствован из общедоступных ресурсов интернета, не содержащих указаний на авторов этих материалов и каких-либо ограничений для их заимствования.