Найти в Дзене

Власть Советов: как всё начиналось и чем закончилось

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня я хочу поговорить о Советской власти, то есть о Советах как таковых, их создании в 1917 году, работе в предвоенный период и в Великую Отечественную войну, трансформации в период с 50-х по 80-е гг., и их ликвидации в 1993. Основой для данной статьи послужили: - учебное пособие для управленцев и политологов «Местное самоуправление как форма демократии» проф.Коваленко Н.Е. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008; - лекционный материал по курсу «История государственных институтов» для исторических факультетов, 2016г.; - «Великая Отечественная война 1941–1945 годов». В 12 т. Т. 10. Государство, общество и война. — М.: Кучково поле, 2014; - Спицын Е.Ю. «Россия – Советский Союз. 1917-1945гг.» Полный курс истории России для учителей, преподавателей и студентов. Т.3. – М.: 2019. - Спицын Е.Ю. «Россия – Советский Союз. 1946-1991гг.» Полный курс истории России для учителей, преподавателей и студентов. Т.4. – М.: 2019. Приятного прочтения! Советская модель местного сам

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня я хочу поговорить о Советской власти, то есть о Советах как таковых, их создании в 1917 году, работе в предвоенный период и в Великую Отечественную войну, трансформации в период с 50-х по 80-е гг., и их ликвидации в 1993. Основой для данной статьи послужили:

- учебное пособие для управленцев и политологов «Местное самоуправление как форма демократии» проф.Коваленко Н.Е. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008;

- лекционный материал по курсу «История государственных институтов» для исторических факультетов, 2016г.;

- «Великая Отечественная война 1941–1945 годов». В 12 т. Т. 10. Государство, общество и война. — М.: Кучково поле, 2014;

- Спицын Е.Ю. «Россия – Советский Союз. 1917-1945гг.» Полный курс истории России для учителей, преподавателей и студентов. Т.3. – М.: 2019.

- Спицын Е.Ю. «Россия – Советский Союз. 1946-1991гг.» Полный курс истории России для учителей, преподавателей и студентов. Т.4. – М.: 2019.

Приятного прочтения!

Картинка взята из Яндекс.Картинки
Картинка взята из Яндекс.Картинки

Советская модель местного самоуправления просуществовала в России с 1917 года по 1993г. Ее эволюция прошла несколько этапов. 24 октября 1917 года альтернативы власти Советов и большевиков больше не существовало.

Первый период был связан с созданием новой системы органов местного самоуправления. Большевики стали создавать новое государство, опираясь на ленинский тезис о необходимости первоначального слома старой государственной машины. После ликвидации земства возникла потребность создания новой структуры управления местным хозяйством: вся страна покрылась сетью Советов, создаваемых во всех , даже самых малых территориальных единицах. Ленин подчеркивал демократический характер такой системы, поскольку «местные Советы свободно объединяются , на началах демократического централизма, в единую, федеральным союзом скрепленную, общегосударственную Советскую власть».

8 ноября съезд Советов издал Декрет о мире, 9 ноября – Декрет о земле, декретом от 12 ноября в России были упразднены все старые сословия и гражданские чины. Служащие нового советского аппарата были уравнены по своему положению с рабочими. Был создан Съезд народных комиссаров (СНК), получивший право законодательной инициативы.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Ленинская идея состояла в сращивании государственной власти и местного самоуправления, единства всех высших и местных органов государственной власти. Советская модель местного самоуправления противопоставлялась буржуазной модели.

В декабре 1917 года Народный комиссариат внутренних дел разъяснил органам местного самоуправления, что земства и городские думы, выступающие против Советов, подлежат немедленной ликвидации, а местное самоуправление лояльное к Советам, сохраняется и под руководством Советов, по их поручениям выполняет функции местного самоуправления.

Делегаты низовых Советов создавали волостные органы власти, делегаты волостных – уездные органы, делегаты уездных – губернские, и так вплоть до Всероссийского Съезда Советов. На данном этапе Советы, по сути, были местными органами политической и экономической власти центра.

Еще 27 октября 1917 года было принято постановление СНК «О расширении прав городских самоуправлений в продовольственном деле» по которому все имеющееся на местах продовольствие должно было распределяться исключительно через городские органы самоуправления. Эти же органы получили право контроля за деятельностью торговых и торгово-промышленных продовольственных предприятий, а также руководства их деятельностью и установления трудовой повинности учащихся для работы на этих предприятиях. В это же время вышел декрет «О передаче жилищ в ведение городов», по которому местным органам разрешалось заселять в пустующие жилища нуждающихся и учреждать жилищные инспекции.

Народные Комиссары. Фото из свободных источников
Народные Комиссары. Фото из свободных источников

К весне 1918 года была завершена ликвидация всех земских и городских органов местного самоуправления. Власть в России повсеместно оказалась в руках большевистских Советов.

Конституция РСФСР от 10 июля 1918 года окончательно закрепила принцип единства Советов как органов государственной власти с жесткой подчиненностью нижестоящих органов вышестоящим.

Для выполнения возложенных на органы советской власти задач при Советах и исполкомах были образованы соответствующие отделы, а функции местных Советов определялись следующим образом:

- проведение в жизнь всех постановлений высших органов советской власти;

- принятие мер к поднятию данной территории в культурном и хозяйственном отношении;

- разрешение всех вопросов, имеющих чисто местное значение;

- объединение всей советской деятельности в пределах данной территории.

Следовательно, советская модель управления и самоуправления требовала от людей сознательных, активных и грамотных действий, причем не от определенного круга, а от всей массы людей.

Местные Советы решили вопрос о введении в эксплуатацию трамвая. Фото из свободных источников
Местные Советы решили вопрос о введении в эксплуатацию трамвая. Фото из свободных источников

Следующий период вошел в историю как период новой экономической политики (НЭП). НЭП разрешал элементы частной собственности, что привело к усложнению форм хоз.деятельности и вызвало изменения в местных органах власти. Декрет ВЦИК «О замене разверстки натуральным налогом»(1921г.) и «Наказ от СТО» (Совета труда и обороны) местным органам отмечали особую важность максимального развития творческой самодеятельности и инициативы местных гос.органов, учета опыта и широкого распространения лучших примеров работы Советов. Мощный толчок дало Положение «О городских Советах», которое определяло Советы как «высший орган власти на территории города в пределах своей компетенции» и предоставляло им относительную самостоятельность.

22 августа 1921 г. появился декрет СНК о местных денежных средствах, а в ноябре 1923 г. принято положение об имуществе местных Советов. Это обусловило формирование на местах гос.собственности. Была восстановлена налоговая система и плата за услуги, в первую очередь, квартирная плата. Доходы от налогов и плата за услуги были переданы в ведение местных Советов.

Картинка взята из Яндекс.Картинки
Картинка взята из Яндекс.Картинки

В 20-е годы в стране была осуществлена крупная административно-территориальная реформа. В основу построения новой системы территориального управления были положены три главных принципа:

1) Экономический, т.е. формирование административно-территориальных единиц как экономически организованных объединений с учетом природных, хозяйственных и иных ресурсов и перспектив развития;

2) Национальный, т.е. соблюдение политики большевиков в национальном вопросе;

3) Политический, т.е. максимальное укрепление гос.аппарата, приближение его к населению.

В результате реформы страна делилась на области и края, включавшие по несколько губерний, а также на округа, районы и волости.

В 1924 году Советское правительство разграничило статус сельских и городских поселений.

На основе Положения «О городских Советах» от декабря 1925г. гор.Совет стал являться высшим органом власти на территории соответствующего города или поселка. Одновременно вышел декрет «О выделении самостоятельных городских бюджетов». К 1926 г. гор.Советы стали хозяевами подведомственных им территорий.

В области хозяйственно-экономической и промышленной гор.Советы эксплуатировали, оказывали поддержку и содействие. В области земельно-коммунального хозяйства – отвечали за городскую землю, угодья, садоводство, луговое и лесное хозяйство и т.д.

К концу 1927 г. разрушенное городское хозяйство было восстановлено до уровня 1913г. Ряд школ в крупных городах переходит на баланс коммунального хозяйства.

Гор.Совет Нижегородской области в 20-е гг. Фото из свободных источников
Гор.Совет Нижегородской области в 20-е гг. Фото из свободных источников

В целом НЭПовскому периоду деятельности Советов были присущи:

- децентрализация, перераспределение прерогатив в сторону усиления прав и полномочий ее низовых звеньев;

- расширение социально-экономических полномочий местных Советов, формирование специальных органов управления коммунальным хозяйством;

- вовлечение в избирательный процесс на местах «трудящихся масс»;

- формирование самостоятельной финансово-материальной базы местных Советов, восстановление системы налогообложения в условиях реанимации товарно-денежных отношений;

- создание нормативно-правовой основы, обеспечившей определенную самостоятельность местных Советов.

Плакат времен НЭПа. Картинка взята из Яндекс.Картинки
Плакат времен НЭПа. Картинка взята из Яндекс.Картинки

Для третьего периода бала характерна частичная ликвидация реальной системы местного самоуправления и ее замена системой партийно-государственного руководства. Стала формироваться новая структура единых, централизованных гос.органов , где все уровни соподчинения были четко определены.

Постановление ВЦИК от 14 января 1929г. «Об образовании на территории РСФСР административно-территориальных объединений краевого и областного значения» дало рост новым краевым и областным центрам. К 1930 г. центр внимания советских и партийных органов был перенесен в район, как основное звено социалистического строительства в сельской местности. Данная мера должна была активизировать процесс коллективизации, приблизить советский и партийный аппарат к селу, колхозам и совхозам, а также упростить связи центра и областей с местами.

Все города с численностью населения свыше 50 тыс. человек, а также города, имеющие крупное промышленное и культурно-политическое значение , выделялись в самостоятельные административно-хозяйственные единицы с подчинением их областным исполкомам и ЦИК республик, не имеющих областного деления.

Низовые административные районы и территории, подчиненные горсоветам, стали базовыми звеньями административно-территориального деления страны и первичными звеньями советской формы самоуправления.

Заседание Гор.Совета. Фото из свободных источников
Заседание Гор.Совета. Фото из свободных источников

Задачи местных органов гос.власти СССР сводились к следующему:

- обеспечение законности, социалистического правопорядка, контроль над правильным соблюдением общегосударственных законов;

- руководство деятельностью подчиненных им органов управления;

- управление местным хозяйством в пределах своей компетенции.

Административные районы с райсоветами были инструментом руководства с\х производствами, горсоветы были созданы для обеспечения руководства промышленностью, транспортом, организации социально-культурного строительства.

В 1932г. горсоветы лишаются финансовой самостоятельности, избрание населением происходит только в сельсоветы и горсоветы. Промышленность передается в ведение наркоматов, вводится ограничение на прописку и передвижение, сельские жители прикрепляются к своим районам. В 1933г. было принято новое Положение «О городском Совете», которое окончательно «огосударствило» органы местной власти.

«В довоенном СССР реальная высшая власть принадлежала Пленуму ЦК…Поэтому говорить о тотальном всевластии И.В.Сталина в данной конфигурации власти просто несерьезно, поскольку он, как и все остальные члены Политбюро, всегда находился под «дамокловым мечом» членов ЦК, которые при определенных политических раскладах могли легко отправить их в отставку и лишить всех руководящих должностей.»( Спицын Е.Ю. «Россия – Советский Союз. 1917-1945гг.» Полный курс истории Росии для учителей, преподавателей и студентов. Т.3. – М.: 2019, стр. 249-250).

Картинка взята из Яндекс.Картинки
Картинка взята из Яндекс.Картинки

5 декабря 1936 г. была принята новая Конституция СССР, согласно которой была модернизирована система органов власти на местах, Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов преобразовывались в Советы депутатов трудящихся.Согласно гл.13 Конституции «Местные органы гос.власти» систему местных органов власти союзных республик составляли местные Советы депутатов трудящихся – краевые, областные, Советы автономных областей, окружные Советы национальных округов, районные, городские, районные в крупных городах, поселковые и сельские Советы депутатов трудящихся. Каждому звену административно-территориальной системы соответствовал местный орган власти.

Система съездов Советов была упразднена. Все органы были превращены в постоянно действующий механизм государства. Советы депутатов трудящихся выбирались на два года на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Они собирались на сессии, сроки созыва которых определялись конституциями союзных республик. Советы избирали подотчетные им исполнительные и распорядительные органы – исполнительные комитеты в составе председателя, его заместителей и членов. Формировались отделы исполкомов по различным отраслям управления в соответствии с компетенцией каждого звена советской административно-территориальной системы.

Образовывались постоянно комиссии по основным отраслям хозяйственного и культурного строительства, которые наблюдали за работой отделов советов, ставили вопросы перед сессиями Советов. Советы не только руководили деятельностью подчиненных им органов управления, но и обеспечивали:

- охрану гос. порядка, соблюдение законов и охрану прав граждан,

- руководили местным хозяйственным и культурным строительством,

- устанавливали местный бюджет.

Расширение прав местных органов власти сопровождалось ростом их бюджетов, изменением механизма их формирования и использования. Увеличение бюрократических органов укрепило центральную власть.

Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

Верховный Совет возглавлял «всесоюзный староста» М.И.Калинин. Был создан высший орган исполнительно-распорядительной власти Совет Народных Комиссаров СССР, в который вошли Наркоматы обороны, иностранных дел, внешней торговли, путей сообщения, связи, водного транспорта, тяжелой и оборонной промышленности, внутренних дел, юстиции, финансов, внутренней торговли, легкой и лесной промышленности, земледелия, совхозов, просвещения и здравоохранения. По сути, были созданы Министерства. Председателем СНК СССР был назначен В.М.Молотов.

Картинка взята из Яндекс.Картинки
Картинка взята из Яндекс.Картинки

Также в Конституции 1936 года было введено всеобщее, прямое и равное избирательное право при тайном голосовании. Был расширен перечень прав и свобод советских граждан, закреплялась неприкосновенность личности, свобода слова, собраний, печати, шествий, митингов и демонстраций, свобода совести, ограниченное право личной собственности.

Демонстрация. Фото из свободных источников
Демонстрация. Фото из свободных источников

Особая веха в развитии советского местного самоуправления – Великая Отечественная война 1941-1945гг., потребовавшая незамедлительной и радикальной перестройки жизнедеятельности общества во всех сферах – экономической, политической, социальной, духовно-идеологической. ВОВ с особой отчетливостью проявила высокую социальную мобильность Советов как органов местного самоуправления.

«Основная тяжесть практической работы в военные годы пришлась на местную систему советских учреждений. Заметно изменился круг вопросов, которые приходилось решать советам и их исполнительным комитетам. У советов тыловых районов определились два основных объекта деятельности — удовлетворение нужд фронта и создание хотя бы минимальных условий для жизни населения в тылу. Так, местные исполкомы осуществили титанический объем работ по обустройству эвакуированных в восточные области страны граждан СССР и многочисленных в военные годы детей-сирот, по оказанию материальной помощи семьям военнослужащих и инвалидам войны.

Местный исполком. Фото из свободных источников
Местный исполком. Фото из свободных источников

Велика была роль местных советов в организации всеобщего военного обучения, а в прифронтовых районах — в строительстве различных фортификационных сооружений. Советы, особенно западных областей, уделяли много внимания осуществлению мер противовоздушной обороны, подготовке инструкторов и мобилизации широких масс населения для отражения налетов вражеской авиации. Много сделали в оборонно-массовой работе городские и районные Советы депутатов трудящихся Москвы, Ленинграда, Одессы и других городов и регионов, где создавались специальные штабы МПВО и противопожарной службы.

Картинка взята из Яндекс.Картинки
Картинка взята из Яндекс.Картинки

В целях оказания более ощутимой помощи фронту повсеместно расширяла свою работу местная промышленность, в том числе региональные, местные и кустарно-промысловые артели. Они поставляли как фронту, так и тылу одежду, маскировочные халаты, лыжи, сани, конскую упряжь, предметы гигиены, табак, котелки, ложки и многое другое. Именно советы стали привлекать местные сырьевые, трудовые и технические ресурсы для производства в большем количестве этих столь нужных для фронта предметов.

Труженицы тыла вяжут варежки для фронта. Фото взято из Яндекс.Картинки
Труженицы тыла вяжут варежки для фронта. Фото взято из Яндекс.Картинки

Аналогичные изменения произошли в других республиканских, областных и краевых, районных и сельских советах. Почти повсеместно в тыловых районах при обл(край)исполкомах, городских и районных советах депутатов создавались отделы: по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих, эвакуированного населения, комиссии по трудоустройству и трудовому обучению инвалидов войны, комиссии по устройству детей, оставшихся без родителей и другие.» («Великая Отечественная война 1941–1945 годов». В 12 т. Т. 10. Государство, общество и война. — М.: Кучково поле, 2014, стр.120-125).

Резюмируя, можно сказать, что основная роль Советов в период ВОВ протекала по нескольким направлениям:

1. Военно-организаторская деятельность– призыв военных, всеобщее военное обучение, строительство оборонительных рубежей, госпиталей, формирование истребительных батальонов и отрядов народного ополчения, охрана местного порядка.

2. Хозяйственно-организаторская деятельность – переход местной промышленности на «военные рельсы», эвакуация населения и материальных ценностей, проведение мобилизационных мероприятий, помощь колхозам и совхозам.

3. Обеспечение в период войны необходимых условий для городского и сельского населения, поддержка индивидуального подсобного хозяйства, здравоохранение, противоэпидемическая работа, социальное обеспечение граждан.

4. Организация культурно-просветительской работы в городе и деревне (поддержание морального духа граждан) – клубы, избы-читальни, театры, кинотеатры, информирование населения о событиях на фронте и в тылу, организация лекций и выступлений артистов.

5. Агитационно-пропагандистская деятельность– печать, радио, плакаты, листовки, стенгазеты и т.д.

Такая многогранная деятельность органов местного самоуправления в годы войны с достаточной очевидностью свидетельствовала о высоком демократическом потенциале Советов, их эффективности и способности решать задачи самого широкого управленческого диапазона, даже в таких тяжелых и нестандартных условиях, какие были в период ВОВ.

Плакат времен ВОВ. Картинка взята из Яндекс.Картинки
Плакат времен ВОВ. Картинка взята из Яндекс.Картинки

В послевоенный период идеологически роль Советов как единой системы органов государственной и местной власти всячески абсолютизировалась, но на практике проводился принцип непосредственного партийного руководства деятельностью Советов всех уровней.

После XX съезда КПСС были высказаны предложения о передаче некоторых функций государства общественным организациям и непосредственно самому народу.

В 1957г. была осуществлена первая перестройка управления промышленностью, строительством и сельским хозяйством на основе территориального принципа. Были образованы экономические административные районы с советами народных хозяйств (совнархозы), представляющие органы гос.управления на местах. Реформа предполагала ликвидацию ведомственных барьеров, сочетание централизованного руководства хозяйства с инициативой местных органов. Расширись права профсоюзов, возникли товарищеские суды, народные дружины. Однако полностью реформы так не смогли достичь поставленных целей – жесткая централизация не позволяла этого.

Народные дружины. Фото взято из Яндекс.Картинки
Народные дружины. Фото взято из Яндекс.Картинки

На сентябрьском Пленуме ЦК КПСС 1965 г. была разработана новая система управления, которая восстановила отраслевой, централизованный принцип управления экономикой, усилила гос.вмешательство в местные дела.

7 октября 1977 года была принята новая Конституция СССР, в которой основой политической системы провозглашались Советы народных депутатов.

Фото взято из Яндекс.Картинки
Фото взято из Яндекс.Картинки

«Впервые в новом Основном Законе был отражен и реальный механизм власти в СССР. Отныне КПСС называлась «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром политической системы, всех государственных и общественных организаций». Это узаконение реальной роли партии привело к монопольному контролю партийных комитетов за работой всех государственных учреждений и предприятий страны и резко повысило значение всего партийного аппарата во всей властной вертикали и превратило членство в партии в обязательное условие для любой служебной карьеры» (Спицын Е.Ю. «Россия – Советский Союз. 1946-1991гг.» Полный курс истории России для учителей, преподавателей и студентов. Т.4. – М.: 2019, стр. 222).

Фото взято из Яндекс.Картинки
Фото взято из Яндекс.Картинки

Также в Конституции 1977 года были введены новые гражданские права, такие как всенародное обсуждение, референдум, обжалование действий должностных лиц, судебная защита от посягательств на честь и достоинство, и критику действий государственных и общественных организаций.

Новая Конституция 1977г., особо оговорив руководящую роль КПСС в общественной и государственной жизни, впервые прямо возложила на местные Советы задачи обеспечения комплексного экономического и социального развития подведомственных территорий.

Период 1977-1990 гг. можно считать временем зрелости советской модели самоуправления.

Доходы местных органов власти складывались из двух источников: 1 – платежей из прибыли предприятий и организаций местной промышленности, местных налогов и сборов, других поступлений, закрепленных за местным бюджетом; 2 - прямых форм дотаций из вышестоящего бюджета для покрытия сложившегося уровня расходов. В результате около 70% всех доходов местных Советов не были связаны с деятельностью предприятий и организаций, находящихся на подведомственной территории. К сер.80-х накопился груз не решаемых проблем, на фоне чего возродился интерес к идеям социалистического автономного местного самоуправления.

Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

В конце мая 1988 года на Пленуме ЦК рассматривался вопрос о необходимости возврата Советам всех уровней реальных полномочий власти, а также в мае 1988 года был утвержден Закон «О кооперации», который положил начало приватизации и открыл возможности для легализации «теневых капиталов» в стране.

В том же 1988 году предлагалось созвать Съезд народных депутатов СССР, который должен будет избрать новый Верховный Совет СССР. Также был дан старт Горбачевым на создание первых легальных антисоветских политических структур.

Первые альтернативные выборы народных депутатов СССР состоялись 26 марта 1989 года. Результатом этих выборов стало то, что «впервые в Советы были избраны антисоветски настроенная либеральная интеллигенция, а также «внутрипартийные диссиденты», вступившие в партию только ради карьеры и собственного благополучия»( Спицын Е.Ю. «Россия – Советский Союз. 1946-1991гг.» Полный курс истории России для учителей, преподавателей и студентов. Т.4. – М.: 2019, стр.381-383). По сути, новые народные избранники были выразителями интересов «теневого капитала».

Фото взято из Яндекс.Картинки
Фото взято из Яндекс.Картинки

25 мая 1989 года открылся I Съезд народных депутатов СССР, который сам Горбачев назвал «крутым поворотом» и « настоящей сменой вех». На Съезде поднимался вопрос о ликвидации социалистической системы хозяйства и переходе на рыночные отношения, об отмене руководящей роли КПСС, о возможности отделения союзных республик. «Таким образом, этот Съезд можно рассматривать как поворотное событие в истории нашей страны, ставшее важной вехой на пути отстранения КПСС от власти, перехода страны на принципы рыночной экономики и подготовки к разрушению СССР»( Спицын Е.Ю. «Россия – Советский Союз. 1946-1991гг.» Полный курс истории России для учителей, преподавателей и студентов. Т.4. – М.: 2019, стр.387-389).

Со второй половины 80-х по инициативе местных органов они переходят на самообеспечение и самофинансирование. Однако на практике это приводит к автаркии и криминализации всей экономической системы СССР.

Фото взято из Яндекс.Картинки
Фото взято из Яндекс.Картинки

В это же время в Центральной и Восточной Европе происходит ряд антикоммунистических «революций», а также с согласия СССР крушение ГДР и создание единой Германии. СССР участвует в ряде международных соглашений о разоружении.

Весной 1990 года проходят местные выборы в республиках СССР, что в дальнейшем приведет к «Параду суверенитетов» и обеспечит разрушение СССР.

Фото взято из Яндекс.Картинки
Фото взято из Яндекс.Картинки

В апреле 1990г. был принят закон «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства СССР» по которому вводились новые нормы:

- местное самоуправление это часть социалистического самоуправления народа, призванное обеспечить реализацию прав и свобод граждан, их самостоятельность в решении вопросов социального и экономического развития территорий, охраны окружающей среды;

- уровень местного самоуправления начинается там, где жители способны взаимодействовать непосредственно друг с другом и с органами местного самоуправления;

- система власти разделяется на государственную и местную, государственная не должна вмешиваться в местное самоуправление, но обязана обеспечивать возможности для его функционирования и развития;

- нижние территориальные уровни власти и управление наделялись максимальными властными полномочиями, ответственностью и экономическими ресурсами;

- исключалось вертикальное административное подчинение органов власти разного территориального уровня, а все органы власти подчинялись единым законам;

- каждая из республик, входящих в СССР, должна самостоятельно принимать законы о самоуправлении.

До июня 1990 года решение о суверенитете принимает Эстония, Литва, Латвия и Азербайджан, а уже к декабрю 1990 года декларации о суверенитете были приняты всеми союзными республиками.

Фото взято из Яндекс.Картинки
Фото взято из Яндекс.Картинки

Впервые были предоставлены значительные полномочия местным органам. Теперь Советы рассматривались, как органы соединяющие в себе одновременно и государственную власть и систему местного самоуправления.

Однако все это привело к трансформации централизованной системы управления. В России в сторону ее децентрализации и формирования местного самоуправления, отделенного от гос.власти.

В конце сентября 1990 года был сделан еще один самоубийственный шаг - Политбюро приняло решение прекратить утверждение всех государственных должностных лиц и добровольно отказалось от власти, а в январе 1991 года было принято решение о сокращении штатов всех райкомов и обкомов партии.

6 июля 1991г. был принят Закон «О местном самоуправлении в РСФСР», содержащий следующие нормы:

- децентрализация государственной власти (государство в государстве);

- формирование новой территориальной структуры на множество мелких: районы городов, микрорайоны, жилищные комплексы и т.д.;

- право регулировать местное самоуправление не центральной власти, а республикам;

- разделение Советов на исполнительные органы и представительные;

- местная финансовая база в виде предприятий муниципальной собственности;

- отменены выборы глав местных администраций, их стали назначать руководители регионов;

- каждый уровень власти должен функционировать сам по себе, не должно быть единой системы органов.

В августе 1991 года происходит «путч». «Таким образом, уже в начале сентября 1991 года Горбачев лишился почти всех рычагов исполнительной власти, потерял контроль над экономикой, радио и телевидением и правительственной связью.»(Спицын Е.Ю. «Россия – Советский Союз. 1946-1991гг.» Полный курс истории России для учителей, преподавателей и студентов. Т.4. – М.: 2019, стр. 498).

Августовский путч 1991 года. Фото взято из Яндекс.Картинки
Августовский путч 1991 года. Фото взято из Яндекс.Картинки

В том же сентябре 1991 года был созван Внеочередной Съезд народных депутатов СССР, который провозгласил, что прежний Союз ССР больше не существует, а вместо него будет новое объединение – Союз Суверенных Государств. В ноябре 1991 года был подготовлен итоговый проект Договора о Союзе Суверенных Государств (ССГ).

10-12 декабря 1991 года состоялась ратификация «Беловежского соглашения».

Фото взято из Яндекс.Картинки
Фото взято из Яндекс.Картинки

21 декабря в Алма-Ате состоялась встреча глав 11 советских республик, на которой было принято решение о ликвидации СССР и образовании «мертворожденного» СНГ.

Фото взято из Яндекс.Картинки
Фото взято из Яндекс.Картинки

25 декабря 1991 года был спущен Государственный флаг СССР. СССР убили...

Фото взято из Яндекс.Картинки
Фото взято из Яндекс.Картинки

В 1993г. Советы прекратили свою деятельность. Было введено новое понятие главы местного самоуправления – должность. Была прекращена деятельность райсоветов и горсоветов.

Р.S. В «сухом» остатке можно выделить следующие особенности советской формы самоуправления:

- широкое участие народных масс в формировании и работе местной власти: 52 тыс. Советов по стране, объединяли в своих рядах более 28 млн. человек;

- осуществление организации деятельности местных Советов и их органов на основе принципа единой законности в условиях существования единого правового государства;

- построение всей системы Советов на основе соподчиненности органов управления в соответствии с принципом демократического централизма;

- широкое привлечение женщин к работе в Советах всех уровней;

- дифференцированный подход к нормативно-правовому регулированию различных звеньев Советов: действовали отдельные законы о краевых, районных и городских, поселковых и сельских Советах, разграничивающих их полномочия по звеньям и по представительным и исполнительным органам.

- активное участие населения и местных Советов в обсуждении законопроектов, выносимых на всенародное обсуждение. Такое обсуждение ныне предано забвению и в истории новейшей России ни разу не проводилось.

Спасибо за внимание!