Найти тему
Yur-gazeta.Ru

Религиозный запор

Не кажется ли вам, что христианство в эпоху капитализма представляет собой хвост, по каким-то странным причинам не отринутый человеком? Хотя, казалось бы, в основе него лежит вполне себе рабочая коммерческая схема бартера: не преступаешь заповедей - получаешь возможность переехать этажом выше, а если не подчиняешься закону божьему - добро пожаловать в бесовские застенки подальше от белого света, о котором рассказывают побывавшие в реанимации. Как говорится, заплати земные налоги и живи на облаке спокойно. Но не все так просто, несмотря на смешное количество ограничительных знаков на пути в рай.

Во-первых, жизнь далеко не мгновенье: можно кого угодно обвести вокруг пальца, надев маску благопристойности на один вечер, месяц и даже год, но всю жизнь ходить по тонкому лезвию собственной идеализации вряд ли кому-то под силу. А во-вторых, само содержание 10 главных христианских табу катастрофически устарело. Нет, разумеется, максимальный "социальный трэш" типа убийства и воровства все еще является актуальным сдерживающим фактором для современного общества, которое нынче элегантно, "по-пизански" дает крен в сторону легких форм содомии, но выполнимость остальных пунктов небесного устава вызывает большие сомнения.

Если опустить различия в социально-экономической жизни современников Христа и нынешних людей, из-за которых необходимость отдыха в воскресный день и единобожие в светском и многонациональном государстве выглядят смешными в своей наивности, то останутся, казалось бы совершенно традиционные и монументальные вещи типа почитания родителей, а также избегания зависти, прелюбодеяния и клеветы.

И как бы мне не хотелось препарировать их с медицинским цинизмом, как лягушку, а по окончании действа провозгласить: "Загляните внутрь, здесь нет никакого бога!", но приходится констатировать, что в реальном мире очень часто приходится, к примеру, врать, и по очень многим причинам. Чтобы получить льготы на оплату коммунальных услуг, мы предоставляем фиктивные справки о доходах, потому что иначе, прямо скажем, не выжить. Чтобы нас не уволили с единственной работы, мы придумываем оправдания своим опозданиям. Чтобы заслужить любовь человека, который нам кажется недосягаемым, приукрашиваем себя. Сказка - ложь, да в ней намек. И в современном мире этот намек очень горек.

Зависть порой является попутным ветром, который может спасти корабль, севший на мель, а прекращение отношений с родителями - единственной мерой по сохранению собственного душевного здоровья. Категоричность церковных догматов, их пыльная консервативность, на мой взгляд, является одной из самых больших проблем интеграции религиозного мировоззрения в современную модель мира. Пространства, где уже никто не трясется над чем-то абсолютным, где эйнштейновский принцип относительности вышел за рамки физики и стал компасом для каждого здравомыслящего человека, пытающегося построить мост между "надо" и "хочу". Это только в детстве жизнь кажется двумерной и двухцветной, годам к сорока идеалистические концепции неминуемо шлифуются индивидуальными эмпирическими переживаниями и коллективными ценностями ближайшего человеческого окружения, поэтому, если христианство не хочет повторить судьбу политеизма, оно должно задуматься о выпуске обновления уже в ближайшем будущем.