16,7K подписчиков

Владимир Высоцкий - главная фигура русского рока

2K прочитали

Вообще можно сказать, что этот легендарный советский автор-исполнитель исчерпал жанр "русского рока" задолго до его появления в СССР.

Вообще можно сказать, что этот легендарный советский автор-исполнитель исчерпал жанр "русского рока" задолго до его появления в СССР.
"Я не считал и не считаю Высоцкого за такого огромного русского поэта. Я не считаю Высоцкого великим композитором, великим певцом и даже великим актером. Но я считаю его всем вместе - огромным явлением! Русским явлением, советским явлением... "

Евгений Евтушенко
(Из бесед с Соломоном Волковым).

"Поэт в России - больше, чем поэт". А Высоцкий, значит, меньше?
Евгений Евтушенко (слева) и Владимир Высоцкий.
"Поэт в России - больше, чем поэт". А Высоцкий, значит, меньше? Евгений Евтушенко (слева) и Владимир Высоцкий.

Ну, хорошо! - "Не композитор, не актёр, ни даже певец"! - "Явление". Это значит, не конкурент ни поэтам, в частности, самому "королю советской поэзии" Евтушенко, ни профессиональным кино- и театральным актерам, ни певцам...

Мы пока с евтушенковским определением - "явление" - спорить не станем. Тем более, что это отчасти подтверждал и сам Владимир Семёнович. Мол, и сам не знаю, какой жанр создаю. Чего-то подобного нигде нет, как назвать эту сферу искусства и определить себя в ней, ещё не придумал...

А давайте испытаем "на излом" уникальный дар знаменитого барда, "дадим возможность" маститым современным поп- и рок-музыкантам, артистам с Именем, современникам и благодарным потомкам спеть, сыграть, превзойти Высоцкого . С их помощью попробуем понять, "так кто есть кто, так кто был кем". - Уж они-то, Мастера и Народные артисты - ого-го! Уж они-то, со всем своим арсеналом, пониманием и системой Станиславского сейчас нам такое покажут, что мы возьмём и поверим определению Евтушенко: точно, "не великий певец, не великий актёр...".

И вступительно слово дадим Юрию Шевчуку, с которым он выступил на открытии альбома-посвящения Высоцкому "Странные скачки".

"Странные скачки": "...но не я, жокей на мне хрипит!" Здесь хрипят "под Высоцкого" мэтры русского рока -  Сергей Чиграков (Чиж), Вячеслав Бутусов, Константин Кинчев, Юрий Шевчук, Дмитрий Ревякин и др. (CD из коллекции автора).
"Странные скачки": "...но не я, жокей на мне хрипит!" Здесь хрипят "под Высоцкого" мэтры русского рока - Сергей Чиграков (Чиж), Вячеслав Бутусов, Константин Кинчев, Юрий Шевчук, Дмитрий Ревякин и др. (CD из коллекции автора).
Проникновенный конферанс Юрия Шевчука на первом развороте оригинального альбома-раскладушки...
Проникновенный конферанс Юрия Шевчука на первом развороте оригинального альбома-раскладушки...
Вообще можно сказать, что этот легендарный советский автор-исполнитель исчерпал жанр "русского рока" задолго до его появления в СССР.-5

На другой откидной странице "художественного оформления" - строки из песни Высоцкого "Странные скачки". Здесь оно выглядит как напутствие Владимира Семёновича участникам рок-посвящения...

Строки из музыкальной сказки "Алиса в тране чудес" (1976 г).
Строки из музыкальной сказки "Алиса в тране чудес" (1976 г).

И понесло-ось! - Легендарные "сов-рокеры" первой волны, энергия и драйв 80-х и 90-х, повелители стадионов и укротители мега-ватт звука, ветераны перестроечного бунта, оказавшись лицом к лицу с песнями Высоцкого, стали вдруг выглядеть именно что "холодноносыми" и "стукозубыми"!

Первым в робкоголосого подростка превратился Чиж вместе со всей своей Компанией! Лирика превратилась из высокой в подъездную, с портвешком и промахами солиста мимо нот...

Лирическая - Чиж и Ко

Куда всё подевалось?! Где рок? Где нерв?! Где чувство локтя с бунтарём-предшественником? Где "стонал, но держал"?!
...Но может быть "высокоэнергичный" Кинчев догонит и перегонит кумира не-кинчевского поколения, "не великого певца" из прошлого века?

Алиса - Ямщик

... Да, тут результат чуть получше. Получилось по-кинчевски, атмосфЭрно, но как-то худосочно, неустойчиво, словно циркулем расставленные костины ножки-спички в обтягивающем их трико. Такое исполнение вряд ли кого, кроме завзятого алисомана, способно встряхнуть. Впрочем, исполняемый Кинчевым на концертах "Ямщик" в своё время наверняка производил впечатление.

Весело, по-панковски оттарабанил "Жирафа в Африке" "Черный обелиск". Утопил в унылой мелодекламации "Вариации на цыганские темы" Бутусов. Высоченное качество записи продемонстрировал в "Военной песне" "Калинов мост", но... Но и только! И только.

Единственный трек, конгениальный композициям тостуемого - это "Дом" в исполнении Юрия Шевчука. Высокий образец понимания пропеваемого текста, драматургии, да в конце концов и исполнительского мастерства самого "Юры-музыканта".

Юрий Шевчук - Дом

Вообще мне показалось, что по своей энергетике все эти четырнадцать рок-версий не стоят и двух-трёх оригинальных исполнений "не великого певца". Сила, ярость, нерв, огромный, именно огромный поэтический дар, чувство русского Слова, которое в устах Всоцкого то порхает, то бьёт влёт, то прожигает насквозь и заставляет плакать, делает Владимира Семёновича на фоне "легенд русского рока" главной и непревзойдённой рок-фигурой. Он в одиночку, без героических поз и подкрашенных глаз, без метаний по сцене и залу, без подтанцовок и световых шоу делает то, что не под силу ни одному из самых отчаянных "бунтарей" и кумиров поколения MTV. Вообще можно сказать, что Высоцкий исчерпал жанр "русского рока" задолго до его появления в СССР.

"Охота на волков", "Горизонт", "Кони привередливые", даже "Песенка про жирафа" - недосягаемые образцы для электрофицированных и выращенных по западным лекалам советских и российских рок-трибунов.

Марина Влади пела песни, написанные Высоцким специально для неё (1974 г). Ну, спела и спела. В стиле "а ля-рюсс", с цыганщиной и "разлюли-малиной", для эмигрантских кабаков. Хотя для дочери эмигранта-исполнителя цыганских песен вполне логично...  (Винил и CD из коллекции автора).
Марина Влади пела песни, написанные Высоцким специально для неё (1974 г). Ну, спела и спела. В стиле "а ля-рюсс", с цыганщиной и "разлюли-малиной", для эмигрантских кабаков. Хотя для дочери эмигранта-исполнителя цыганских песен вполне логично... (Винил и CD из коллекции автора).
И любовь - "на камеру", и песни - "для кабака". Такими получились у Влади песни её мужа.
И любовь - "на камеру", и песни - "для кабака". Такими получились у Влади песни её мужа.

Не лучшее впечатление оставляют и другие "звёздные трибьюты" Высоцкому в исполнении поп- и рок-певцов, которых многие назовут, если не "великими", то "знаменитыми" уж точно, например, Григория Лепса, Гарика Сукачева, Александра Розенбаума. Практически во всех случаях формальная работа "под Высоцкого" - хрип, надрыв и... какая-то неловкая растерянность перед хрестоматийными текстами.

Даже театральные артисты - Сергей Безруков, Дмитрий Певцов, Николай Губенко. а раньше - Валерий Золотухин, Алла Демидова, Вениамин Смехов, Всеволод Абдулов, игравшие с Высоцким на одной сцене, в одних картинах, мало чего добавляют к хорошо известным и любимым композициям (- Двойной виниловый "Владимир Высоцкий... Хоть немного еще постою на краю". "Мелодия". 1987 г).

Двойной виниловый альбом "Владимир Высоцкий. Хоть немного ещё постою на краю". (Из коллекции автора).
Двойной виниловый альбом "Владимир Высоцкий. Хоть немного ещё постою на краю". (Из коллекции автора).
Исполнение стихов Высоцкого его партнерами по Театру на Таганке перемежаются здесь записями самого барда. Предисловие к проекту написала Белла Ахмадулина.
Исполнение стихов Высоцкого его партнерами по Театру на Таганке перемежаются здесь записями самого барда. Предисловие к проекту написала Белла Ахмадулина.
Высоцкого читают Алла Демидова, Леонид Филатов, Валерий Золотухин, Всеволод Абдулов.
Высоцкого читают Алла Демидова, Леонид Филатов, Валерий Золотухин, Всеволод Абдулов.

На мой взгляд, лучше других... а может, и просто - справился с чтением стихов Высоцкого Леонид Филатов. Не потому ли, что и сам - поэт певец, актёр. Не "великий", но - тоже Явление. Как Высоцкий...

Мне судьба - до последней черты, до креста - Леонид Филатов

И стихотворение это, прочтённое, прожитое Филатовым звучит, словно хороший конферанс, перед песней самого Высоцкого, исполненной в удачной аранжировке Константина Казанского...

Горизонт - Владимир Высоцкий

Ну, и кстати, о "великих певцах" и "великих композиторах"... Так Владимир Дашкевич, писавший музыку для спектаклей Театра на Таганке и даже возглавлявший в начале 90-х Союз московских композиторов, сравнивал вокальный дар Высоцкого с голосом бесспорно великого Шаляпина :

Диапазон (голоса) Высоцкого превосходил диапазон всех прочих бардов. И что при этом характерно, он не терял своей окраски даже при переходе в верхний или в нижний регистр.
Постановкой голоса у Шаляпина тоже никто не занимался, у него была природная постановка голоса. В этом отношении и он, и Высоцкий – фигуры уникальные, так уж природа их голосами распорядилась. У Шаляпина диапазон максимальный – где-то две октавы (- У Высоцкого - две с половиной), что само по себе ничего не значит – важно, какое звучание голоса.
Высоцкий сочинял песни и в очень высоком, и в очень низком регистре, это было частью его композиционной техники, так что с этой точки зрения это представляет для композитора особый интерес. Я изучал его песни, как и песни других бардов, поэтому я знаю его диапазон. То, что он делал, это очень интересно с точки зрения современного композиторского стиля. Это было новое явление.

Так что немного слукавил поэт Евтушенко, выводя действительно сильнейшего поэта Высоцкого за рамки конкуренции с собой любимым.

Посвящения Высоцкому переслушивал Лев Комов.
Продолжение следует.

Ещё о Высоцком и других знаменитых исполнителях читайте здесь:

- "Эту роль хотел играть Высоцкий. Но это была бы катастрофа!"

- Джо ДАССЕН: пять лучших песен.

- Пять лучших песен Юрия Лозы.