Мнения знаменитого композитора Альфреда Шнитке и выдающегося пианиста Святослава Рихтера о музыке и песнях Владимира Высоцкого вызвали бурную дискуссию. ( Шнитке и Рихтер "спорят" о Высоцком ) и даже обвинения автора одного из высказываний в оторванности от народа...
Думаю, что поклонникам Высоцкого будет интересно узнать, что говорили о народном любимце те, кто с ним снимался, работал, дружил.
Алексей Герман, кинорежиссёр:
- Главную роль в «Проверке на дорогах» очень хотел играть Высоцкий. Но это была бы катастрофа. Был бы фильм-клубника, он бы там еще песенку спел. Он прекрасный артист, однако он не был бы простым русским солдатом; великий Высоцкий не годился. Он был над народным пониманием солдата, он – нечто большее, чем солдат. А требование мое было – рассказ о судьбе русского солдата.
Карен Шахназаров, кинорежиссёр:
- СССР — это была великая страна с огромными достижениями. За счет многих из них мы до сих пор живем. Во-вторых, лично мне, при всех сложностях, советская власть дала образование, работу и известность. Так зачем мне кидать камень в прошлое? Из прошлого надо брать лучшее... Юрий Петрович Любимов не принимал советскую действительность. А Владимир Семенович Высоцкий, как мне кажется, все равно с уважением относился. Но оба они состоялись при советской власти. Любимову советская власть дала театр. Ну да, что-то у него закрывали, но он все равно работал. И Высоцкий работал и был очень популярным. Ездил на «Мерседесе», между прочим, и за границу выезжал без всяких виз. Они оба были очень интересными людьми, особенно Юрий Петрович. Он ведь артист в прошлом и невероятный рассказчик. Постоянно ругал всех советских чиновников, хотя мой отец работал в ЦК и был советским чиновником. И отец ему помогал, когда у него были проблемы со спектаклями.
Станислав Говорухин, снимавший Высоцкого в популярной картине "Место встречи изменить нельзя", рассказывал: "Работать с Высоцким было непросто, он чрезвычайно неудобный актер для режиссера. Никогда не приходил в кадр просто так, не умел выполнять формальные задачи. Всегда привносил свое. При этом артист был какой-то... торопящийся. Совершенно не переносил второй дубль. Просто не любил повторяться. Он уже прожил это, и ему хотелось чего-то нового, нестись дальше. Он и партнера заводил так, что тот в первом дубле выкладывался, чтобы второго не случилось. Столько всего придумал он вне сценария! И снял с первого дубля...
Он никогда не исполнял свои песни вполсилы, На концерте, дома перед друзьями, в палатке на леднике, переполненному залу или одному-единствепному слушателю— он пел и играл, выкладываясь полностью, до конца…
Альпинисты считали его своим. Верили, что он опытный восходитель. А он впервые увидел горы за два месяца до того, как написал песни о горах.
Люди воевавшие были уверены, что он их боевой товарищ,— такая ободранная до крови правда лезла из его военных песен…".
Булат Окуджава считал, что Высоцкий "начал с примитива, с однозначности, постепенно обогащая свое поэтическое и гражданское видение, дошел до высоких литературных образцов; он постоянно учился у жизни, у литературы, что происходит с любым поэтом независимо от степени его одаренности. Он начал писать для узкого круга друзей, а пришел к самой широкой аудитории, пришел к предельному выражению себя, а выражать себя — значит добиваться наивысшего наслаждения... С годами он стал профессиональнее… Все стало подлинным — и страдание, и ненависть, и любовь. Стих стал плотным, метафоричным".
Людмила Гурченко, актриса.
- Он видел многое, несовершенное на земле. Казалось, это все просто — взять и написать про то, что вокруг,— бери и пиши. Ан… И больше такого Высоцкого нет.
Пётр Тодоровский, кинорежиссер:
- Если у Булата Окуджавы музыка и стихи едины, то у Володи подчас она служила лишь аккомпанементом. Он писал много текстов, и ему не хватало времени, требовательности отрабатывать мелодию. Он часто «ломал» ее, подгоняя под рифму стиха, что порой получалось неудачно. Но… он так мастерски исполнял свои песни, что звуковой ряд обычно уходил на второй план, оставался смысл строк… Может быть, в этом и есть та авторская индивидуальность, которая зовется песней Владимира Высоцкого.
Майя Туровская, кинокритик:
- К нам обращенное слово Высоцкого рождалось не пишущей рукой, а хрипящей гортанью, и звук, сила его,— не вторичный признак, а суть. Так же, как его широко распетые не гласные, а согласные; и не только звонкое, раскатистое «р-р», но и совершенно глухое, тупое, но от этого не менее агрессивное «т-т»:
Идет-т охот-та на волков, Идет-т охот-та…
…Он — законный наследник фольклора подворотни, уличного романса, безымянной блатной лирики. Здесь он нашел дикорастущий жанр городской баллады, пригодной для многого, возделал его терпеливо и получил плод — неповторимый интонационный строй. (Конец цитаты).
Мнениями известных людей о Высоцком интересовался Лев Комов.