Вообще можно сказать, что этот легендарный советский автор-исполнитель исчерпал жанр "русского рока" задолго до его появления в СССР.
"Я не считал и не считаю Высоцкого за такого огромного русского поэта. Я не считаю Высоцкого великим композитором, великим певцом и даже великим актером. Но я считаю его всем вместе - огромным явлением! Русским явлением, советским явлением... "
Евгений Евтушенко
(Из бесед с Соломоном Волковым).
Ну, хорошо! - "Не композитор, не актёр, ни даже певец"! - "Явление". Это значит, не конкурент ни поэтам, в частности, самому "королю советской поэзии" Евтушенко, ни профессиональным кино- и театральным актерам, ни певцам...
Мы пока с евтушенковским определением - "явление" - спорить не станем. Тем более, что это отчасти подтверждал и сам Владимир Семёнович. Мол, и сам не знаю, какой жанр создаю. Чего-то подобного нигде нет, как назвать эту сферу искусства и определить себя в ней, ещё не придумал...
А давайте испытаем "на излом" уникальный дар знаменитого барда, "дадим возможность" маститым современным поп- и рок-музыкантам, артистам с Именем, современникам и благодарным потомкам спеть, сыграть, превзойти Высоцкого . С их помощью попробуем понять, "так кто есть кто, так кто был кем". - Уж они-то, Мастера и Народные артисты - ого-го! Уж они-то, со всем своим арсеналом, пониманием и системой Станиславского сейчас нам такое покажут, что мы возьмём и поверим определению Евтушенко: точно, "не великий певец, не великий актёр...".
И вступительно слово дадим Юрию Шевчуку, с которым он выступил на открытии альбома-посвящения Высоцкому "Странные скачки".
На другой откидной странице "художественного оформления" - строки из песни Высоцкого "Странные скачки". Здесь оно выглядит как напутствие Владимира Семёновича участникам рок-посвящения...
И понесло-ось! - Легендарные "сов-рокеры" первой волны, энергия и драйв 80-х и 90-х, повелители стадионов и укротители мега-ватт звука, ветераны перестроечного бунта, оказавшись лицом к лицу с песнями Высоцкого, стали вдруг выглядеть именно что "холодноносыми" и "стукозубыми"!
Первым в робкоголосого подростка превратился Чиж вместе со всей своей Компанией! Лирика превратилась из высокой в подъездную, с портвешком и промахами солиста мимо нот...
Лирическая - Чиж и Ко
Куда всё подевалось?! Где рок? Где нерв?! Где чувство локтя с бунтарём-предшественником? Где "стонал, но держал"?!
...Но может быть "высокоэнергичный" Кинчев догонит и перегонит кумира не-кинчевского поколения, "не великого певца" из прошлого века?
Алиса - Ямщик
... Да, тут результат чуть получше. Получилось по-кинчевски, атмосфЭрно, но как-то худосочно, неустойчиво, словно циркулем расставленные костины ножки-спички в обтягивающем их трико. Такое исполнение вряд ли кого, кроме завзятого алисомана, способно встряхнуть. Впрочем, исполняемый Кинчевым на концертах "Ямщик" в своё время наверняка производил впечатление.
Весело, по-панковски оттарабанил "Жирафа в Африке" "Черный обелиск". Утопил в унылой мелодекламации "Вариации на цыганские темы" Бутусов. Высоченное качество записи продемонстрировал в "Военной песне" "Калинов мост", но... Но и только! И только.
Единственный трек, конгениальный композициям тостуемого - это "Дом" в исполнении Юрия Шевчука. Высокий образец понимания пропеваемого текста, драматургии, да в конце концов и исполнительского мастерства самого "Юры-музыканта".
Юрий Шевчук - Дом
Вообще мне показалось, что по своей энергетике все эти четырнадцать рок-версий не стоят и двух-трёх оригинальных исполнений "не великого певца". Сила, ярость, нерв, огромный, именно огромный поэтический дар, чувство русского Слова, которое в устах Всоцкого то порхает, то бьёт влёт, то прожигает насквозь и заставляет плакать, делает Владимира Семёновича на фоне "легенд русского рока" главной и непревзойдённой рок-фигурой. Он в одиночку, без героических поз и подкрашенных глаз, без метаний по сцене и залу, без подтанцовок и световых шоу делает то, что не под силу ни одному из самых отчаянных "бунтарей" и кумиров поколения MTV. Вообще можно сказать, что Высоцкий исчерпал жанр "русского рока" задолго до его появления в СССР.
"Охота на волков", "Горизонт", "Кони привередливые", даже "Песенка про жирафа" - недосягаемые образцы для электрофицированных и выращенных по западным лекалам советских и российских рок-трибунов.
Не лучшее впечатление оставляют и другие "звёздные трибьюты" Высоцкому в исполнении поп- и рок-певцов, которых многие назовут, если не "великими", то "знаменитыми" уж точно, например, Григория Лепса, Гарика Сукачева, Александра Розенбаума. Практически во всех случаях формальная работа "под Высоцкого" - хрип, надрыв и... какая-то неловкая растерянность перед хрестоматийными текстами.
Даже театральные артисты - Сергей Безруков, Дмитрий Певцов, Николай Губенко. а раньше - Валерий Золотухин, Алла Демидова, Вениамин Смехов, Всеволод Абдулов, игравшие с Высоцким на одной сцене, в одних картинах, мало чего добавляют к хорошо известным и любимым композициям (- Двойной виниловый "Владимир Высоцкий... Хоть немного еще постою на краю". "Мелодия". 1987 г).
На мой взгляд, лучше других... а может, и просто - справился с чтением стихов Высоцкого Леонид Филатов. Не потому ли, что и сам - поэт певец, актёр. Не "великий", но - тоже Явление. Как Высоцкий...
Мне судьба - до последней черты, до креста - Леонид Филатов
И стихотворение это, прочтённое, прожитое Филатовым звучит, словно хороший конферанс, перед песней самого Высоцкого, исполненной в удачной аранжировке Константина Казанского...
Горизонт - Владимир Высоцкий
Ну, и кстати, о "великих певцах" и "великих композиторах"... Так Владимир Дашкевич, писавший музыку для спектаклей Театра на Таганке и даже возглавлявший в начале 90-х Союз московских композиторов, сравнивал вокальный дар Высоцкого с голосом бесспорно великого Шаляпина :
Диапазон (голоса) Высоцкого превосходил диапазон всех прочих бардов. И что при этом характерно, он не терял своей окраски даже при переходе в верхний или в нижний регистр.
Постановкой голоса у Шаляпина тоже никто не занимался, у него была природная постановка голоса. В этом отношении и он, и Высоцкий – фигуры уникальные, так уж природа их голосами распорядилась. У Шаляпина диапазон максимальный – где-то две октавы (- У Высоцкого - две с половиной), что само по себе ничего не значит – важно, какое звучание голоса.
Высоцкий сочинял песни и в очень высоком, и в очень низком регистре, это было частью его композиционной техники, так что с этой точки зрения это представляет для композитора особый интерес. Я изучал его песни, как и песни других бардов, поэтому я знаю его диапазон. То, что он делал, это очень интересно с точки зрения современного композиторского стиля. Это было новое явление.
Так что немного слукавил поэт Евтушенко, выводя действительно сильнейшего поэта Высоцкого за рамки конкуренции с собой любимым.
Посвящения Высоцкому переслушивал Лев Комов.
Продолжение следует.
Ещё о Высоцком и других знаменитых исполнителях читайте здесь:
- "Эту роль хотел играть Высоцкий. Но это была бы катастрофа!"
- Джо ДАССЕН: пять лучших песен.