Подводя итоги данного в статье обзора и сопоставления, хотелось бы вновь обратить внимание на название данного исследования:
"Метатрон-
Михаил-
Мемра(Логос)"
Так же, как любой предмет или персону можно описать с разных сторон и наименований (или определений), и по набору характеристик и взаимосвязей увидеть, что речь идет об одном и том же, так же было показано и в отношении Мессии Божьего, о котором свидетельствует и повествует собрание Божественных книг (которое во всем мире известно как Библия) и более-менее соответствующие околобиблейские материалы, толкования, история и культура разных, сменяющих друг друга, эпох.
Так же, как можно последовательно проследить завязку и развитие сюжета в том или ином произведении, так же можно, как было отчасти показано в статье (и как будет показано далее), проследить развитие и созидание учения о Божьем Мессии-Спасителе в истории израильского народа (игравшего важную роль в Божьем промысле) и всего мира, и причины этому...
Библия с самого начала повествует о том, откуда и как появился наш удивительный и многообразный мир, жизнь, человечество, и откуда у человечества появились проблемы и горести, и конечно о том, как Создатель мира и человечества решит их окончательно, устранив весь вред и даже воспоминание о плохом, и почему Он допустил всё это...
Первая человеческая пара, согласно откровениям Бога, будучи в райских условиях могла наслаждаться общением с Ним, сотрудничеством и исполнением его доброго замысла относительно Земли и ее обитателей, размножаясь и заселяя ее. Однако в Эдеме (изначальный райский сад) произошел мятеж человека, вызванный неким разумным созданием, названным "Змеем". Искусив женщину, он пообещал ей, что они с мужем станут "как Бог", и сами смогут определять, независимо от Него, что хорошо, а что плохо (см. Бытие 3:4,5), и при этом не умрут, несмотря на ясное предупреждение Творца. Это оказалось ложью... Так человечество в лице своих прародителей потеряло добрые отношения со своим небесным Отцом, райские условия, и обрело страдания и смертность. Однако Бог, вынося суд главному виновнику происшествия, высказал таинственные и обнадеживающие человека слова:
"И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою [женщиной], и между семенем твоим и между семенем её; оно [букв. "он"] будет поражать [или "поразит"] тебя в голову, а ты будешь жалить [или "ужалишь"] его в пяту." (Бытие 3:14,15 СинП)
Услышав эти слова, женщина и ее муж, судя по всему, поняли, что смертоносный вред, нанесенный ложью Змея, будет как-то устранен их потомком, который уничтожит врага человечества и истины, и возвратит потерянный рай, жизнь, и близкие отношения с Создателем. И, вероятно, вняв этим пророческим словам Бога, после этих событий и откровения, Адам назвал свою жену Евой (ивр. Хава), что в переводе означает "живущая", пояснив: "ибо она стала матерью всех живущих" (Бытие 3:20).
Далее в Писании повествуется о том, что за пределами Эдема первая пара впервые стала родителями, и у женщины появился первый потомок (семя). Вероятно, судя по тому, какое имя ему дали родители (и как развернулись события со вторым ребенком...), они надеялись что это и есть тот самый потомок-спаситель, обещанное Богом "семя женщины": он был назван "Каин", от глагола "кана", который означает "приобрести, создать", как и сама Ева пояснила выбор имени: "приобрела [или "произвела, создала"] я человека от Иеговы." (Бытие 4:1)
Когда у них родился второй ребенок (Авель), Каин, вероятно, с подачи Евы или обоих родителей, был о себе высокого мнения, как о том, о ком сказал сам Бог как о спасителе и победителе врага, "Змея". Потому, когда оба брата принесли приношение Богу, и Создатель принял благосклонно жертвы Авеля, а не Каина, он очень разгневался и впоследствии даже убил брата (см. Бытие 4-ю главу). Это означало, что Каин не был тем самым обещанным спасительным "семенем"... Один из потомков женщины был убит, другой (Каин) был наказан Богом и изгнан от семьи. Вставал вопрос: когда же и кто станет этим Спасителем, пришедшим по обещанию Бога?
Далее у первой пары появился третий ребенок, Сиф (Озн. «назначенный; установленный; утверждённый», в смысле замены или замещения: «Бог назначил мне другого потомка вместо А́веля" (Бытие 4:25)), но и он, возможно вопреки ожиданиям родителей, не стал тем самым "семенем", которое поразит Змея в голову. Люди стали множиться на земле, время шло, а Спасителя так и не было... Стало очевидно, что он придет не сразу, и в словах Бога не было сказано что он придет скоро...
Растущая человеческая семья, судя по многим данным, передавала из поколения в поколение эдемское обещание Бога, это прото-евангелие (с греч. "первая благая весть" или первое выражение благой вести от Бога), тем самым оно могло трактоваться грешными потомками по-разному, видоизменяться и искажаться, порождая ложные религии, культы, мифы и пр. (смотрите например книгу ученого, лингвиста и религиоведа, А.Хислопа: "Два Вавилона", Глава II, Часть II. Раздел V. Обожествление ребёнка; Или здесь: https://vk.com/wall-189469430_857). Однако великий Автор этого обещания следил за его сохранностью и исполнением. И далее мы в виде краткого обзора посмотрим как именно...
...У Сифа одним из потомков был человек по имени Ной, во времена которого на земле умножилось зло и преступления (см. Бытие 6-ю главу). Это было настолько критично (угрожая истреблению всего рода человеческого и соответственно приходу спасающего "семени женщины"), что Бог решил навести на всю землю потоп, чтобы устранить нечестие, и спасти человеческое потомство. Среди всего того поколения лишь Ной (и его семья) "обрел благодать пред очами Иеговы" (Бытие 6:8, перевод архим. Макария).
И хотя Ной (на ивр. Ноах, озн. "утешение, отдых": «Он утешит нас в работе и в изнурительном труде..." (Быт.5:29)) еще с детства подавал надежды как особенный ребенок, и потом действительно стал посредником при спасении в ковчеге, который был построен им и его семьей, под руководством Бога, тем не менее, он не стал тем самым Спасителем, обещанным в Эдеме, и не был "укушен Змеем в пяту", и не "поразил Змея в голову", избавив человечество от суетливого, изнурительного труда, вернув райские условия, нетленную жизнь и единство с Богом...
Истинному Спасителю еще предстояло прийти, и как видно Бог и далее заботился об этом, раскрывая и другие подробности о нем...
После событий потопа, Ной и его семья были благословлены Создателем вновь заселять землю и размножаться (см. Быт.8гл), однако, как видно, греховность человека, вызванная кознями "Змея", никуда сама собой не исчезла, и соответственно смертность - как итог греховности... Это показывают дальнейшая история и события, произошедшие в частности с Ноем, описанные в книге Бытие, в которой мы часто читаем "жил такой-то столько-то, и умер". Ной же и особенно один из его сыновей, вскоре после спасения, показали свою греховность на практике, так сказать: "Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своём" (Быт. 9:20,21). Злоупотребив вином, Ной, иначе и кратко говоря, не прикрылся в своем шатре, заснув обнаженным, что повлекло за собой другие последствия:
"И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив её на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего.
Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих.
Потом сказал: благословен Господь [на языке оригинала здесь стоит тетраграмма, имя Бога] Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему" (Быт.9:23-27).
Судя по всему, Хам (это имя стало нарицательным и в русском языке) стал нагло насмехаться над отцом семейства перед братьями, и Сим, вероятно будучи более зрелым духовно, вместе с Иафетом, исправили это смиренно и почтительно к главе семейства, который совершил ошибку. Так Сим проявил себя с богоугодной стороны, видимо будучи инициатором этого действия, а Иафет вместе с ним, в отличие от плохого поступка Хама, из-за чего тот лишил своих потомков, в лице Ханаана, благословений Божьих. Ной же похвалил Сима, увидев в нем почтение к себе и Создателю, назвав Бога - "Богом Сима" (а не Хама), высказав пророчество-благословение потомству Сима. Так стало ясным то, что родословная линия, которая должна привести к обещанному "семени"-спасителю, далее пойдет именно от Сима, по избранию Божьему. Именно от имени Сима (на иврите "Шем" - озн. "имя, слава") получили названия "семитские" народы, его потомство...
Далее в книге "Бытие" идет перечисление родословных от трех сыновей Ноя, от которых "расселились по земле народы после потопа" (Быт.10:32), а затем рассказ о "вавилонском столпотворении" и "смешении языков". Именно тогда, впервые после потопа, человек стал опять строить свои планы, вопреки Божьему замыслу и повелению, и придумывать свои идеологии и культы, искажая то, что было известно со времен Эдема, а также со времен потопа, потому у разных народов по всей земле, как известно, существуют предания о потопе и их версии и толкования.
Затем идет описание одной из потомственных линий Сима, а именно от его сына Арфаксада, которая ведет к Еверу (от которого возможно получили свое название евреи), а от него к Авраму (Аврааму), известному теперь во всем мире как самому почитаемому праотцу в таких мировых религиях, как Иудаизм, Христианство и Ислам, которые в религиоведении так и называются "авраамические", и причина этому видна из дальнейшего повествования Писания...
"Авраам был родом из Ура — процветающего халдейского города, находившегося в земле Сеннаар неподалеку от того места, где сейчас пересекаются реки Тигр и Евфрат. Ур располагался примерно в 240 км к Ю.-В. от Вавилона, царского города, которым некогда правил Нимрод и который прославился своей недостроенной башней.Во времена Авраама в Уре процветало идолопоклонство, взявшее начало в Вавилоне, и поклонение богу луны Сину, покровителю города (ИсН 24:2, 14, 15). Тем не менее вся жизнь Авраама, как и жизнь его предков Сима и Ноя, свидетельствует о его непоколебимой вере в Иегову Бога. Он стал известен как «отец всех необрезанных, имеющих веру» (Рм 4:11). Подлинная вера зиждется на точных знаниях. Такие знания Авраам мог приобрести в общении с Симом, который умер, когда Аврааму было 150 лет. Авраам знал и употреблял имя Бога, которого называл «Иеговой, Всевышним Богом, Творцом неба и земли», а также «Иеговой, Богом небес и Богом земли» (Бт 14:22; 24:3 см. перевод арх.Макария или ПНМ, например)." (Энциклопедия "Понимание Писания", Авраам)
Как потомок Сима, Аврам продолжал искать Творца и его пути, и потому Бог призвал Аврама оставить греховный город Ур, и отправиться в землю Ханаан (где жили потомки Хама по линии Ханаана), которую Бог пообещал отдать Авраму и его потомству навечно. "Бог Сима" намеревался именно через Аврама произвести праведное "семя", которому надлежит стать спасителем человечества и губителем древнего Змея (Бытие 3:14,15). Потому Авраму были сказаны такие слова:
"Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твоё, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные." (Бытие 12: 1-3 СинП)
"Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет [букв. соглашение, договор] Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя. И пал Аврам на лицо своё. Бог продолжал говорить с ним и сказал: Я – вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам [на ивр. Ав - отец, рахам - множество], ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом." (Бытие 17:1-8 СинП)
"Сару, жену твою, не называй Сарою [возм. на ивр. "сварливая], но да будет имя ей: Сарра [на ивр. "княгиня" или "царица" (от слова "сар" - начальник, владыка), далее Бог поясняет почему назвал ее так, говоря что от нее произойдут "цари народов"...]; Я благословлю её и дам тебе от неё сына; благословлю её, и произойдут от неё народы, и цари народов произойдут от неё. И пал Авраам на лицо своё, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит? И сказал Авраам Богу: о, хотя бы Измаил [сын Аврама от служанки Агари, праотец арабских племен] был жив пред лицом Твоим! Бог же сказал: именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным и потомству его после него. И об Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ." (Бытие 17:17-20 СинП)
"...через Исаака ты будешь иметь семя, которое Я тебе обещал." (Бытие 21:12; Новый русский перевод)
"Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твоё, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твоё городами врагов своих [итог той самой вражды между семенем Змея и семенем женщины (Быт.3:14,15); прим. автора]; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего." (Бытие 22:16-18 СинП)
Так стало ясно, что спасительное "семя" придет в линии Авраам-Исаак, что семя это не только один человек, потомок, но и потомство (как это взаимосвязано, и не противоречиво, будет рассмотрено немного далее), то есть целый народ, что они будут "царями народов", и благодаря семени этому "благословятся все народы земли".
У Исаака родились двое близнецов. "Но еще до рождения близнецов и до того, как они сделали что-либо хорошее или плохое (чтобы выбор Божий зависел не от их дел, а только от Самого Призывающего), Ревекке было сказано: «Старший будет служить младшему»"(Римлянам 9:11,12 Новый русский перевод, ср. Быт.25:23). Бог избрал линию младшего, Иакова (на ивр. "Хватающийся за пятку", в смысле вытесняющий, занимающий место другого), а не Исава, который вышел из утробы первым. Исааку, сыну Авраама, было повторено то же обещание и пророчество о семени, как и его сыну Иакову, который будучи уже в зрелом возрасте испытал не себе важный урок от Бога и получил новое имя:
"И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал ему: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твоё? Он сказал: Иаков. И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль [на ивр. "Борющийся с богом", в смысле "упорно добивающийся", в отличие от первого имени, несущего смысл типа "добивающийся хитростью"; прим. автора статьи], ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. Спросил и Иаков, говоря: скажи имя Твоё. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? И благословил его там. И нарёк Иаков имя месту тому: Пенуэл [на ивр. "лицо Бога"]; ибо, говорил он, я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя" (Быт.32:24-30 СинП).
В другой книге Библии Бог пояснил с кем именно боролся Иаков:
"Ещё во чреве матери запинал он брата своего, а возмужав – боролся с Богом. Он боролся с Ангелом [на ивр. "посланник, вестник"] – и превозмог; плакал и умолял Его" (Осия 12:3,4 СинП).
Судя по всему, Бог послал Иакову своего ангела, одного из небожителей (в определенных контекстах по всему Писанию немало есть мест, где слово "бог" (на языке оригинала означает "могущественный") означает небожителя, одного из сыновей Всевышнего, ангела), который принял человеческий вид и боролся с Иаковом: то есть Иаков по сути боролся с самим Богом в лице его представителя, посланника. Так Иегова научил его бороться за благословения, а не пытаться добиться их хитростью, и укрепил его в том, чтобы не бояться людей, но полагаться на Бога.
У Израиля родилось двенадцать сыновей, которые стали прародителями двенадцати колен народа Израиля. Через кого из них продолжится линия, ведущая к обещанному в Эдеме семени?
Будучи уже в преклонном возрасте Израиль переселяется в Египет и перед смертью произносит благословения-пророчества на своих двенадцать сыновей, и вот что сказано об одном из них, по имени Иуда (с ивр. "Восхваляемый"):
"Иуда, твои братья восхвалят тебя,
рука твоя будет на шее твоих врагов,
сыновья твоего отца будут кланяться тебе.
Ты – молодой лев, Иуда;
ты возвращаешься с добычи, мой сын.
Как лев, он припадает к земле и ложится,
как львица – кто осмелится его потревожить?
Скипетр не покинет Иуду,
и потомки его всегда будут держать жезл правителей,
пока не придет Тот, Кому он принадлежит,
Тот, Кому покорятся все народы." (Бытие 49:8-10 Новый русский перевод: https://bible.by/nrt/1/49/)
Итак, обещанное в Эдеме "семя женщины", по линии Ноя, от его сына Сима, далее по линии семитов потомок Авраама, которому надлежало стать царем народа Израиля, а затем и всех народов, должен был прийти из родословной линии Иуды. Также было уже известно, что семя Авраама это не только один уникальный потомок, но и целый народ, которому надлежало стать царями народов и благословением для всех народов земли. И действительно, как ни парадоксально, в первом пророчестве о спасительном семени женщины, сказанном в Эдеме, употребляется слово "зера" (семя), которое стоит в единственном числе, но может употребляться в собирательном значении (как и в русском языке слово "семя" может означать одно, к примеру, семечко, но также и много семян). И хотя в этом пророчестве о семени сказано буквально "Он (на ивр. "ху") поразит тебя [змея] в голову", то есть в единственном числе, некий потомок Евы, в других, как мы видим, пророчествах сказано что семя - это еще и целый народ. Эта тайна-парадокс раскрывается по всему Писанию, и полноценно объяснена в Христианских Писаниях (т.н. "Новый Завет"), о чем будет сказано позже... Однако и теперь видно, что потомкам Авраама, Исаака и Израиля, находящимся после смерти последнего в египетской земле, надлежало по обещанию Бога наследовать землю Ханаан, стать отдельным народом, у которого будет династия царей по линии Иуды, от которого и произойдет обещанный потомок, "кому покорятся все народы", "благословятся все народы земли".
Далее мы проследим, как это исполнялось и как это всё взаимосвязано, а также, что было далее раскрыто об этом загадочном и желанном для человечества, и потомков Авраама, семени...
Когда Бог выводил израильтян из египетского плена во главе с Моисеем, Он напомнил им не только о своем обещании дать потомкам Авраама, Исаака и Израиля землю Ханаан, но и о своем замысле через семя Авраама благословить все народы, сделав израильтян особым народом с особой миссией:
"итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым" (Исход 19:4,5).
То есть семя Авраама, Исаака, Израиля не только должно было стать целым уникальным народом среди остальных, который будет "царями народов" (Быт.17:1-8, 16), но также и священниками: целое царство священников! Роль священника заключается в том, чтобы быть посредником между святым Богом и грешными людьми, и участвовать в очищении грешников и ходатайстве за них перед Богом. Израильтянам давалось условие, что если(!) они будут послушны Богу и будут соблюдать завет (соглашение), описанный в Законе, то Бог сделает их царством священников (царями-священниками) для остальных народов, "всей земли", тем самым дав через семя Авраама благословение для всех народов, находящихся во грехе, ведущего к смерти. Так было бы исполнено эдемское обещание о том, что "семя женщины" поразит Змея в голову (Быт.3:15), вернув то, что потерял после согрешения человек.
Итак, с тех пор стало открыто, что обещанное спасительное "семя женщины" будет семенем Авраама, Исаака, Израиля, у которого в колене Иуды появится возвышенный правитель, которому покорятся все народы (Быт.49:8-10), а также, что семя это станет целым уникальным народом и царством, с важной спасительной (благословенной) посреднической миссией: царями-священниками для остальных народов, пребывающих во грехе, который берет свое начало в Эдеме...
Теперь, соответственно, внимание Божьего Писания особо уделяется родовой линии Иуды и царской династии, из которой должен появиться великий правитель, губитель Змея и освободитель человечества...
Одному из потомков из колена Иуды, царю Давиду (с ивр. "Любимый"), родным городом которого был Вифлеем, Бог дал обещание:
"Господь возвещает тебе, что Он устроит тебе дом. Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твоё, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его. Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его навеки. Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном; и если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих; но милости Моей не отниму от него, как Я отнял от Саула, которого Я отверг пред лицом твоим. И будет непоколебим дом твой и царство твоё навеки пред лицом Моим, и престол твой устоит вовеки." (2-я Царств 7:11-16 СинП)
В этом пророчестве указано, что престол царской линии Давида, колена Иудина, "устоит вовеки" потому, что один из его потомков будет иметь особое расположение Бога, и его царство или правление будет прочным, так как он прославит имя Бога. И хотя отчасти это пророчество исполнилось на известном сыне Давида, Соломоне, который построил храм Иеговы в Иерусалиме, и получил мудрость и богатство от Бога, он не проявил преданности Богу до конца, и начал грешить, из-за чего впоследствии были проблемы в израильском царстве...
Стало ясно, что обещанное в Эдеме спасительное "семя женщины" следует ожидать в родословной линии Давида, от которого образовалась царская династия в Израиле, по избранию Бога. Именно на его династии и потомке должны были исполнится слова обетования: "скипетр не покинет Иуду, и потомки его всегда будут держать жезл правителей, пока не придет Тот, Кому он принадлежит, Тот, Кому покорятся все народы." (Бытие 49:10 Новый русский перевод)
Спустя века через пророка Михея Бог сказал интересные детали об этом Правителе:
"И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных [букв. древних, давних]." (Михей 5:2, СинП)
Этот особый царь появится в том же городке, что и его предок Давид, очень незначительном в Иудее, и что интересно, указывается на его древнейшее происхождение, восходящее к началу дней, то есть гораздо, мягко говоря, древнее династии Давида, колена Иуды или самой Евы, которой было обещано это особое "семя"... Но что бы это могло значить?
Далее мы рассмотрим как Бог параллельно, так сказать, давал намеки и подводил в Писании и истории к тому, что обещанный победитель Змея, великий Правитель, Мессия (ивр. Машиах - помазанник), был не просто обычным потомком женщины, Адама и Евы, потомком Авраама, Давида, но имел более древнее и благородное происхождение...
Библия с самого начала говорит о древнейших днях, когда Бог начал творить небо и землю, и в описании этого уже видны важные и любопытные детали. Во-первых описанию сотворения всегда сопутствуют слова "Бог сказал":
"И сказал Бог: да [в смысле: пусть] будет свет. И стал свет." (Бытие 1:3)
Когда же дело доходит до сотворения человека, Бог говорит следующее:
"сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему..." (Бытие 1:26)
Из этого уже можно заключить, что Бог говорит к кому-то еще, кем он командовал при сотворении ("пусть будет" то-то и то-то) и кто исполнял его творческие слова, планы ("и стало так"). И действительно, далее в Писании мы видим любопытный отрывок в книге Притчи:
"Г-сподь создал меня в начале пути Своего, прежде созданий Своих, искони. От века я избрана княжить, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда не было (еще) бездн, и источников, полных воды. Я родилась прежде, чем погружены среди вод были горы, прежде холмов; Когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной. Когда Он уготовлял небеса, я (была) там; когда Он проводил круговую черту на поверхности бездны, Когда Он утверждал облака на высоте, когда укреплял источники бездны, Когда полагал для моря устав Свой, чтобы воды не переступали Его приказ, когда полагал основания земли, И была я у Него питомицею [букв. «искусный помощник или мастер, ремесленник»: см. Новый Русский Перевод, Библейской лиги ERV, Современный WBTC, ПНМ], и была радостью каждый день, веселясь пред Ним все время, Веселясь на обитаемой земле Его, и радость моя - с сынами человеческими." (Притчи 8:22-31 перевод Давида Йосифона)
Это поэтические слова Божьей Мудрости, которая говорит о себе как о первом дитя у Бога, которое участвовало в сотворении мира как мудрый, умелый помощник, и была радостью для Отца, радуясь их сотрудничеству и "плодам" этого. Это можно сравнить как архитектор руководит строителем, мастером, при постройке дома, или как сын плотника-строителя помогает и выполняет указания любящего отца, который научил сына всей своей мудрости, даровал, так сказать, ему свою мудрость. Следовательно, есть уже более-менее ясное указание на то, что у Бога есть первенец, который появился у Бога раньше всего остального и был соработником при сотворении мира, которому Бог и говорил "пусть будет" то-то и то-то, и благодаря которому "стало так". Также в притчах указывается на княжескую (в оригинале в 23-м стихе написано «Я была помазана») роль Мудрости, ее роль в управлении миром. Есть ли в Писании еще какие-то детали и откровения об этом первородном Сыне Бога? И как это соотносится с тем, что сказано о победителе Змея, Мессии (помазаннике) Божьем, и о его "древнейшем происхождении" (Мих.5:2)?
Как уже упоминалось в предыдущих частях данной статьи, в Библии начиная с самого начала фигурирует особый небесный служитель Бога, сын-небожитель, так сказать, который имеет большую власть и важную роль, как представитель Бога ("Вот, Я посылаю пред тобою Ангела [букв. "вестник, посланник"] хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил; Блюди себя пред лицом Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем." (Исх. 23:20,21)) и глава святых ангелов ("я вождь воинства Господня, теперь пришел сюда. Иисус пал лицом своим на землю и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал." (Иис.Н. 5:14-15)).
Именно он является пророку Даниилу в вавилонском плену, когда храм Иеговы был разрушен, и народ не имел на земле ни первосвященника, ни царя. Даниилу открыто одно из соответствующих имен этого особого небожителя: Михаил, что означает "Кто как Бог?!". Это говорит о нем, как о защитнике Божьего владычества (оспоренного еще в Эдеме: "вы станете как Бог..."), что является характерной чертой роли Мессии. О Михаиле сказано, что он небесный начальник народа Божьего (что соответствует роли Мессии), и что он один из первых начальников, ближайший к Богу и сильнейший из небесных сынов Бога (см. Дан.10гл). Михаил описан в явлении Даниилу как небесный первосвященник (см. часть 3), а в пророчествах о нем сказано, что ему надлежит в последние дни подняться на защиту народа Бога, будучи "великим(!) вождем", который устранит земных царей и начнет мессианскую эпоху правления на земле, начав воскресение и суд, что тоже прямо соответствует мессианской роли обещанного в Эдеме семени.
Итак, уже более менее видно, что Михаил - это и есть первородный сын Бога, которому надлежало стать "семенем женщины", семенем Авраама, Исаака и Израиля, Иуды, Давида, царем Израиля и мира, обещанным Мессией, который имеет не только человеческое происхождение, но и древнейшее, небесное (Мих.5:2).
Что еще в Писании подтверждает и раскрывает это?
Как упоминалось в предыдущих частях этой статьи (и отчасти показано выше), Михаил предстает в Танахе ("Ветхий Завет") и соответственно в Христианских новозаветных писаниях как тот самый борец со "Змеем" и его "семенем" (потомством), как и сказано об обещанном Мессии (Христе)-Спасителе. В Откровении 12:7-10 об этом сказано так:
"И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них,но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе.
И низвержен был великий дракон, древний змей, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.
И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь."
Вот какое высказывание приводит известный русский библеист Лопухин, комментируя пророчество о борьбе двух "семян" из книги Бытие 3:14,15:
"Данный раздел – величайшей важности. В нем заключено пророчество, проходящее через всю мировую историю, вплоть до самого конца мира, и вместе исполняющееся на каждой странице вышеупомянутой истории. Названная здесь глубокая вражда есть та внутренняя оппозиция, которая существует между добром и злом, светом и тьмою (Ин. 3:19-20, 7:7; 1Ин. 2:15), – эта вражда находит отражение даже в сфере высших духов (Откр. 12:7-9). «Первая в мире жена первая попала в сеть диавола, но она же своим раскаянием (имеется ввиду раскаяние всей последующей внерайской жизни) первая и потрясает его власть над собой» (Виссарион)." (Толкования Лопухина на Бытие)
Отсюда следует: чтобы быть "укушенным в пяту" (временный вред) первородный Сын Бога стал семенем человеческим, потомком женщины ("Логос стал плотью" (Ин.1:14)), а чтобы сбросить Змея (Сатану, Злого духа) с неба и поразить его в голову (окончательное уничтожение), он вознесся (был возвращен через воскресение и вознесение) на небо.
Интересно также заметить, что апостол Иоанн в своем евангелии, в той же первой главе, приводит еще любопытную фразу об уникальном и ближайшем небесном Сыне Бога: "Пришёл к своим, и свои Его не приняли" (Ин.1:11). Здесь апостол говорит о народе Израиля, вероятно делая аллюзию как раз на откровения книги Даниила ("Ветхий Завет") об особом покровителе и небесном начальнике(!) евреев и главе небесного воинства Божьего:
"Впрочем, я возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя (начальника) вашего" (Дан. 10:21).
Да, Михаил назван небесным начальником народа Израиля; он, до пришествия на землю, был их главой, поэтому, возможно, Иоанн и упоминает, что Логос, ставший плотью ("семенем женщины"), пришел именно к "своим"...
Об этом же пишет и автор послания Евреям:
"И так как дети эти – люди во плоти и крови, то и Он стал таким же, как эти люди, чтобы через Свою смерть погубить того, кто имеет власть над смертью, то есть дьявола, и освободить тех, кто всю жизнь был в рабстве у страха смерти.
Ибо ясно, что не ангелам Он помогает, а только потомкам Авраама.
И потому Иисус должен был принять образ Своих братьев и сестёр, чтобы стать милосердным и верным первосвященником на службе Божьей, чтобы искупить человеческие грехи.
Ибо так как Он Сам был подвергнут искушению и испытал страдания, то может и искушаемым помочь." (Евр.2:14-18, Современный перевод WBTC)
Здесь упоминается еще одна из Мессианских характеристик, о которой мы поговорим далее...
Как здесь уже упоминалось, согласно откровениям Бога обещанное в Эдеме спасающее "семя женщины", которое шло далее по линии Авраама-Исаака-Израиля должно было совмещать в себе две функции: быть "царями народов" и "царством священников". Однако в Синайском Завете с народом Израиля функции священника были возложены на потомков Левия (один из 12-ти сыновей Израиля) по линии Аарона, а функции царя, позже, возлагались на потомков Иуды, по линии Давида. Тем не менее более ранние пророчества должны были сбыться, потому о предсказанном Мессии, уникальном потомке Давида, который имеет древнейшее небесное происхождение, сказано, что в итоге будет так:
"Скажи ему, что так говорит Господь Сил: «Вот Человек по имени Ветвь: Он прорастет из Своего места и построит храм Господа. Это Он построит храм Господа, это Он облачится в великолепие, и воссядет, и будет править со Своего престола. Он также станет священником на престоле, и одно не будет противоречить другому". (Захария 6:12,13, Новый русский перевод)
Также в псалмах пророчески было сказано, что Бог с клятвой ставит своего Помазанника, потомка Давида, главным священником, "по чину Мельхиседека" (Псалом 109:4 СинП), того самого царя, который вышел навстречу Аврааму, вернувшего Лота из плена, и был царем и священником в городе Салим (будущий Иерусалим). Вот как автор п.Евреям объясняет это:
"Этот Мелхиседек был царем Салима и священником Всевышнего Бога. Он встретил Авраама, возвращавшегося со сражения после победы над царями, и благословил его. Авраам отдал ему десятую часть всего, что у него было. Само его имя Мелхиседек означает «царь праведности», а его титул «царь Салима» означает «царь, несущий мир [шалом]»." (Евреям 7:1,2, Новый русский перевод)
Итак, мы видим, что "семя женщины", как народ и как один потомок, должны выполнять обе функции, царскую и священническую, чтобы вернуть грешному человечеству то, что оно потеряло из-за лжи древнего Змея: жизнь, праведность, земной рай и единство с Создателем.
Что еще об этом говорит Писание, и как всё это связано с названием данной части (7-ой), как собственно и всей статьи?
Вот что сказал в древности Бог через одного из своих пророков:
"Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что ещё не сделалось, говорю: Мой совет [замысел] состоится [аналогия: станет быть, осуществится, произойдет], и все, что Мне угодно, Я сделаю." (Исаия 46:10, СинП) [обратите внимание на название данной части статьи, 7-ой; прим. автора]
А вот один из примеров этого:
"Как сказано в Писаниях: «Я СДЕЛАЛ тебя отцом многих народов». Это истина перед Богом: Авраам поверил в Бога, Который воскрешает умерших и говорит (!) о неслучившемся, как об уже случившемся (!)." (Римлянам 4:17 "Библейской Лиги ERV")
Здесь ап.Павел цитирует слова из книги Бытие (17:5), сказанные Авраму, когда у него даже еще не было детей, и глагол на языке оригинала, древнееврейском, там стоит именно в перфекте, то есть в совершенном виде (действие совершённое), потому его можно перевести на русский как "сделал". Бог говорит Авраму о будущих событиях как об уже случившихся! И это напрямую связано со святым и уникальным именем Всевышнего Бога, Отца всех и всего (которое встречается во всей Библии, на языке оригинала, чаще всех, около 7000 раз)... точнее, это связано с переводом, смыслом этого имени, которое в русском языке обычно пишется как "Иегова" (это имя в древнеевр.יְהֹוָה судя по всему образовано от глагола היה, хайах (хавах) - "быть, становиться, случаться, происходить", как раз в породе хифиль, то есть в каузативной форме; более подробно см. энциклопедию "Понимание Писания", "Иегова".)
Как было показано в этой части статьи, Бог с самого начала человечества, когда первая пара совершила смертельную ошибку из-за некоего "Змея", и впала в приносящий горе мятеж, высказал таинственные слова, которые названы еще "священной тайной Бога", первое пророчество, которое повлияло на последующую историю, культуры и религии мира, и в котором содержаться благие слова о борьбе и последующей победе, спасении и возвращении всего утраченного людьми из-за лжи таинственного, мнимого доброжелателя (см. Бытие, 3-ю главу).
Обещанное Богом "семя женщины" должно вести борьбу со Змеем и его "семенем" (потомством), быть укушенным в пятку (временный вред) и в итоге победить потомство Змея, а его самого поразить в голову (полное, окончательное уничтожение). И мы видим, как на протяжении истории и по тексту Писания это последовательно прослеживается...
Мессия, имеющий небесное и земное происхождение согласно откровениям Библии, характеризуется как борец со Змеем и его победитель: так же по всему Писанию говорится и об архангеле Михаиле, главе воинства Божьего (причем само имя это, его перевод (евр. "Кто как Бог?!"), отсылает нас к тому эдемскому событию, когда человек искусился быть "как Бог" из-за Змея), так же отчасти говорится и о Метатроне, и о Логосе, что свидетельствует о том, что эти три - наименования одной персоны, уникального Божьего Сына, обещанного в древности Спасителя мира.
Какие еще общие характеристики, связывающие обещанного потомка "женщины", потомка Давида, Помазанника, с небесным, ближайшим Богу служителем (Метатрон, Михаил), и с уникальным, первым Сыном Божьим (Логос), высказал Иегова от начала, чтобы показать, что будет в конце, и исполнить свой великий замысел через своего Христа?
Заключение:
Итак, в статье были показаны общие для Метатрона, Михаила, Логоса характеристики и атрибуты, связывающие их как одну персону, и вот основные из них:
- царь и первосвященник
- первый и ближайший служитель и сын Бога
- борец и победитель Змея и его потомства
- глава небесного воинства - Логос (см. Отк.19:14), Михаил - АРХангел, Метатрон.
Упоминаемый в статье богослов Филон Александрийский, судя по всему, послужил как бы переходным звеном двух эпох - иудейской и христианской, показав что у Бога есть уникальный и первый небесный сын и служитель, называемый Логос и Премудрость Божья, который является Архангелом, сотрудником-посредником в сотворении мира, и ключевой фигурой в искупительном замысле Бога и управлении вселенной. Судя по всему немного знакомый с некоторыми иудейскими толкованиями эпохи второго храма, насчет Метатрона, Михаила, Филон так или иначе связывает их с наименованием Логос (Слово), которое фигурирует в Танахе (т.н. "Ветхий Завет", и которое Филон встречает в трудах греческих мыслителей), как и "Ангел Господень", в котором имя Божье, "глава ратей Иеговы". Филон описывает его в мессианских "красках" и "оттенках", которые чуть позже во многом используют новозаветные писатели в отношении Иисуса Христа (Мессии).
Как и было неоднократно упомянуто в этой заключительной части, древнейшая тайна-пророчество о победе над Врагом (Быт.3:15,16), из-за которого человечество встало на путь греха, тления и смерти, потеряв добрые отношения с небесным Отцом, Создателем Вселенной, этот ключевой текст всей Библии, свои пророческие слова, Иегова приводит в исполнение на протяжении истории человечества и последовательно по Писанию, и именно через того, кто назван Метатроном, а также архангелом Михаилом и Логосом (Словом), и более общим названием "Мессия" (Помазанник) Божий.
Ну а новозаветные писания показывают в свою очередь, что всё это относится именно к Иисусу из Назарета, потомку Давида, "семени женщины". Об этом "семени (потомстве) женщины" сказано в ветхозаветных писаниях как об одном уникальном потомке и как о многих потомках, о целом народе, которые как и Мессия будут царями и священниками и победителями древнего Змея, и эта тайна-парадокс раскрывается на протяжении всего Писания и особенно и апогейно в текстах "Нового Завета". В нем сказано, что Бог избирает из потомства Авраама-Израиля и остальных народов тех, кто будет соправителем Иисуса Христа в небесном Царстве, и что это и есть совокупное "семя женщины", потому как эти люди становятся "одно во Христе", "принадлежащими Христу", "поистине потомство Авраама, наследники по обещанию" (Галатам 3:29). Именно это небесное Царство священников во главе с Иисусом будет править над землей тысячу лет (см. Отк.20:6), в мессианскую эпоху, чтобы очистить от греха и смерти послушное человечество на основании искупления грехов посредством крови Мессии, "Божьего агнца", чтобы тем самым до конца "разрушить дела Дьявола" (1 Иоанна 3:8), этого "древнего Змея" (Отк.12:9), и не просто вернуть утраченное в Эдеме, но неимоверно умножить, тем самым прославив величие любви и мудрости Всевышнего Бога, небесного Отца, и освятив его могущественное имя (Иегова, יְהֹוָה), исполнив все Его слова и обещания, чтобы о них можно было сказать и многим очевидцам: "и стало так", и чтобы о "седьмом дне" (который начался после сотворения человека и закончится, когда Бог увидит исполнение своего замысла, открытого первой паре людей в Эдеме) Иегова мог сказать "хорошо весьма" ("и был вечер и было утро - день седьмой..."). Аминь!
(Часть 1-я здесь: https://bibleistika-i-vse.blogspot.com/2019/12/1.html)