"...Филон [Александрийский] называет Логос «образом Бога»... и «первородным Сыном» (см., например, О сельском хозяйстве, 51). ... Филон иногда говорит о «двух богах», а в одном месте именует Логос «вторым Богом [богом]» (Вопросы на книгу Бытие, 2.62). Однако для Филона есть разница между «Богом» и «одним из богов» (в греческом языке между о theos — то есть Богом, с определенным артиклем, и theos — то есть просто «богом», без артикля). Логос является последним.Как божественное существо, отдельное от Бога, Логос, очевидно, напоминает Ангела Господня, уже обсуждавшегося в начале данной главы. Филон иногда прямо отождествляет Логос с Ангелом Господним [как и соответственно с "Архангелом" в других местах, прим. автора] (см., например, О перемене имен, 87, О сновидениях, 1.239)." (Эрман Барт Д., "Как Иисус стал богом", стр.18, источник: https://www.litmir.me/br/?b=558072&p=12)
Как видно из истории, термин "Логос" (Слово) как одно из библейских имен или названий первородного Сына Божьего впервые сделал более-менее популярным (и более-менее оформленным учением) в среде образованных и/или религиозных иудеев, греков и римлян еврейский богослов Филон Александрийский, как раз перед приходом Иисуса Христа.
Один из ближайших учеников Иисуса, апостол Иоанн, в конце первого века, судя по всему немного знакомый уже с библейскими толкованиями и выражениями Филона, тоже употребляет термин Логос в своем евангелии, показывая тем самым, соответственно Филону (и также как и он применяя к Логосу слово "теос" (бог) без артикля в одном предложении (Иоан.1:1), а к Богу - "теос" с артиклем), что их учитель и господин Иисус Христос был не только человеком (без греха), но до этого - тем самым уникальным небесным сыном Бога, первым и ближайшим (см. Ин.1:1-18).
(Более подробно об артикле и использовании слова "теос" см. в статье "Божественность Иисуса Христа в свете всего Писания. (аргументы разных сторон, сравнение и анализ)", в подзаголовке "Иоанна 1:1".)
Иоанн, возможно, вполне осознанно применяет выражение "единородный Сын (в ранних рукописях стоит не "сын", а "бог"), сущий в недре Отчем" (Ин.1:18 по СинП - Синодальному переводу) или переводя более иудейским языком (как еврейскую идиому) "который у груди Отца" (ПНМ - Перевод Нового Мира), то есть ближайший к престолу, указывая тем самым своим сородичам и соверующим на знакомого им из литературы второго храма - Метатрона (с греч. "ближайший [букв. "рядом, около"] к трону (Бога)"). Вот как этот текст, например, передан в других переводах:
"...единственный Сын Божий, Тот, Восседающий рядом с Отцом, принёс нам весть о Боге." (Cовременный перевод WBTC)
"...единственный Сын, пребывающий рядом с Отцом, – Он открыл нам Его." (Современный перевод РБО)
"...Его явил нам единственный Сын Его, пребывающий у самого сердца Отца" (Новый русский перевод)
В своем евангелии Иоанн также приводит интересные слова самого Иисуса:
"Не дивитесь сему: ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения." (Иоанна 5:28,29; СинП)
Здесь Иисус говорит к народу знакомыми словами из их священного Писания, Танаха (т.н. "Ветхий Завет"), цитируя из пророчества Даниила о главе небесного воинства, которому надлежало стать "великим вождем" (на ивр. Сар хаГадол: аналог выражения или титула "Сар сарим" (Дан.8:25), "царь царей", соответственно "господин господ") и воцариться в последние дни, начав воскресение и суд:
"И восстанет в то время Михаил, князь [варианты пер.: вождь, начальник, царь] великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге. И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление." (Дан.12:1,2 СинП)
Как видно Иисус сам применял к себе те места Писания, которые относились к архангелу Михаилу, покровителю Израиля и небесному начальнику этого народа (то есть небесный "царственный первосвященник"). Таким образом, становится ясно, почему он сказал иудеям, что старше даже их древнего праотца Авраама: "истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, я есмь." (Иоанна 8:58).
Об этом же писал и один из самых образованных учеников Иисуса, апостол Павел:
"Говорим вам это словом Иеговы: нам, живущим, которые доживут до присутствия [или "пришествия"] Господа, никак не опередить уснувших смертным сном, потому что сам Господь сойдёт с неба с призывом [или "кличем"], с голосом архангела и с Божьей трубой, и умершие во Христе встанут первыми" (1 Фессалоникийцам 4:15,16 ПНМ).
Здесь Павел, как и Иисус, ссылается на "слово Иеговы", то есть Танах (т.н. "Ветхий Завет"), и как видно из текста именно на пророчество Даниила о Михаиле из 12-ой главы. (О том, что данная версия перевода более точна по смыслу и оправданна лингвистически, можно посмотреть здесь: https://vk.com/wall-189469430_1687, и здесь: https://jwapologetica.blogspot.com/2019/04/blog-post_7.html#more). Апостол пишет соверующим о пришествии Господа Иисуса, связывая его с воскресением и с голосом Архангела (также как Иисус говорит о своем голосе, который разбудит "спящих смертным сном"), поскольку Даниил пишет о том, что "в последние дни" "восстанет" (аналогия: придет) архангел Михаил, "великий вождь", и начнется воскресение и суд (см. Дан.12:1). А поскольку Михаил - архангел, или "глава воинства Божьего" ("архистратиг"), то он, соответственно, как небесный "генерал" войска, своим могущественным голосом и Божьей трубой (только Божья труба в силах "разбудить" мертвых...) разбудит спящий военный "лагерь" от смертного сна, чтобы, согласно другим текстам Писания, повести своих войнов на битву с силами тьмы в важнейший бой (сравните, как Иессеи учили о Мессии-Михаиле: см. в Части 3-й данной статьи). Это также видно из одного слова, используемого Павлом:
κέλευσμα (G2752) приказ, клич. Это слово использовалось очень разнообразно. Это команды, которые рулевой отдает гребцам, а колесничий — своим лошадям. По отношению к морскому или сухопутному сражению, это боевой клич. Во многих местах это слово обозначает громкий, командный крик, часто издаваемый в состоянии сильного возбуждения (Morris; Lightfoot, Notes; ВВС). В римской армии при звуке третьей трубы герольд, стоявший справа от командира, трижды спрашивал солдат, готовы ли они к сражению; и войска громко и возбужденно кричали: "Мы готовы!" (TJ, 106; Jos., JW., 3.91-93). (1-е Фессалоникийцам 4 глава – Библия – Лингвистический комментарий. Роджерс: https://bible.by/rogers/59/4/)
Как видно, писатели "Нового Завета" приводят явные отождествления архангела Михаила и Мессии Божьего, на основании Танаха (т.н. "Ветхий Завет") и соответствующих иудейских трудов эпохи второго храма, включая знаменитого ученого-библеиста Филона Александрийского. Особенно это видно из письма Евреям (см. ниже), и отчасти из книги "Откровение", где в первой главе Иисус Христос предстает апостолу Иоанну в видении по описанию точно также (в деталях), как описал пророк Даниил явление Михаила в 10-ой главе своей книги (более подробно см. в статье "Явление Михаила Даниилу и видение Христа в первой главе Откровения").
Автор письма Евреям (возможно ап.Павел) применяет в нем такие же выражения и сопоставления, как до него Филон Александрийский в своем учении о Логосе. Вот некоторые из них:
- первородный сын (1:6)
- образ Бога (1:3)
- небесный, царственный первосвященник (см. например 8-ю главу)
- посредник при творении и в отношениях с людьми (см. например 1:2 и 9:15)
(дополнительно см. здесь: https://vk.com/wall-189469430_1649)
Апостол Иоанн тоже называет Иисуса "посредником", также как Филон, говоря что "через" Логоса, "единородного Сына (бога)", вечный Бог сотворил мир (Иоанна 1:3), и "явил Себя" людям. Но Филону, однако, не было открыто, каким образом Логос станет Спасителем, и в полной мере явит Бога людям. Для Филона было важным показать кто этот Логос ,старший сын Бога, посредник и архангел, заступник перед Богом и наместник Божий, в небесном(!) его происхождении и действиях. И он это сделал как раз перед приходом Логоса на землю...
(Дополнительная информация и доказательства того, что Христос - это архангел Михаил, можно посмотреть в статье "Кто такой архангел Михаил?".)
Ну а в следующей части данной статьи будет представлена информация о том, что и среди ранних христианских верующих и богословов, соответственно и последовательно, так или иначе, более или менее, было понимание этих истин Писания о главном Посланнике и Сыне Бога, впрочем как и среди других поколений христиан, как и к примеру во время реформации, так и в наше время...
(продолжение, часть 6: https://bibleistika-i-vse.blogspot.com/2020/11/6.html, Часть 1-ая данной статьи здесь: https://bibleistika-i-vse.blogspot.com/2019/12/1.html. Часть 4-я здесь: https://bibleistika-i-vse.blogspot.com/2020/06/4.html)