С чего же начался интерес к загадочной небесной персоне высшего ранга?
Как видно, у израильтян еще до пророка Даниила более-менее было понимание из священных текстов об особом ангеле, представителе Бога (Исх.23:20–21), покровителе народа, вожде воинства небесного (Ис.Н.5:14). А что же было показано и сказано Даниилу?
Чтобы ясно понять, хорошо бы посмотреть на все это вкупе, и для начала вспомнить в какое время жил Даниил...
Пророк Даниил пребывал в вавилонском плену, его землю завоевали враги, вавилонский царь Навуходонноссер разрушил столицу иудейского царства, Иерусалим, и храм их Бога на горе Сион, тем самым лишив иудеев глав их народа, помазанников Божьих: царя и первосвященника...
И вот, после поста и молитв о народе Бога, его столице и, что очень важно, о храме Божьем, в котором и должен был бы служить первосвященник, ходатайствующий (покровительствующий) за народ, перед Даниилом в видении предстает некто величественный и ослепительный:
"вот, один муж, облеченный в льняную одежду, и чресла его опоясаны золотом из Уфаза.Тело его – как топаз, лицо его – как вид молнии; очи его – как горящие светильники, руки его и ноги его по виду – как блестящая медь, и глас речей его – как голос множества людей." (Дан.10:5,6 СинП)
Судя по описанию, этот "муж" был одет также как израильский первосвященник Бога, и при том в один из особенных и важных дней для евреев - в йом кипур - день искупления всего народа:
"Священный льняной хитон должен надевать он, нижнее платье льняное да будет на теле его, и льняным поясом пусть опоясывается, и льняной кидар надевает: это священные одежды" (Лев.16:4)
То что у него был не льняной пояс, а из лучшего золота, показывало на превосходство этого священника, на его небесное положение, как и остальные детали его внешности... Хотя у израильтян тогда не было земного первосвященника, у них был более могущественный и превосходный первосвященник, небесный, который и явился пророку для утешения и важных откровений.
После этого удивительного видения, Даниил, будучи конечно не способным воспринимать информацию от такого величественного лица, падает без сознания, и ему помогает прийти в себя один из ангелов, который как и в другие времена, принимал вид обычного человека (Дан.10:8-11). Судя по всему это был Гавриил (подробнее смотрите статью: Явление Михаила Даниилу и видение Христа в первой главе Откровения), который уже имел дело с Даниилом, и который судя по Писанию, посылался с особо важными вестями, касающимися обещанного Мессии (см. например Дан.8:16). Этот посланник объясняет пророку, кого именно он видел в видении, и почему, и какую роль сыграет это возвышенная фигура в будущем в связи с царством Бога, которое должно было сокрушить царства мира (Дан.2:44).
Вот что он объясняет Даниилу:
"И сказал он мне: не бойся, Даниил; ибо с самого первого дня, как ты предал сердце свое, чтоб получить разумение и сокрушиться пред Богом твоим, слова твои услышаны; и я пошел по словам твоим. И стоял предо мною князь царства персидского двадцать один день... и се, один из первых князей [вождей, начальников], Михаил, пришел помочь мне... и был я оставлен там у царей Персии... И пришел я открыть тебе, что случится с народом твоим в кончине дней: ибо видение относится еще к оным дням..." (Дан. 10:12-14)
Далее ангел добавляет: "Он сказал: знаешь ли, зачем я пришел к тебе?.. И ныне я возвращусь, чтобы сражаться с князем персидским... и я выступлю... и се, князь Иаван придет... Так, возвещу тебе, что начертано в книге истины... И нет никого, кто бы со мною стал против них, кроме Михаила, князя вашего..." (Дан. 10:20,21)
После этого интригующего вступления, которое акцентирует внимание на явившемся в видении небесном первосвященнике Михаиле, "одном из первых начальников" (ближайших к Богу) в небесной иерархии, являющийся "князем вашим", то есть народа Даниила, израильтян, Гавриил рассказывает пророку о будущих земных событиях, которые описываются как вековое противостояние двух великих царей "южного" и "северного" (см. Дан.11гл.). Когда в конце дней северный царь возобладает и станет притеснять народ Бога, Гавриил опять указывает на Михаила, как на того, кто став уже "великим вождем" поднимется на защиту и устранит земное царство, царство тьмы, чтобы установить мессианское правление:
"И восстанет в то время Михаил, князь оный великий, стоящий за сынов народа твоего. И будет время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют народы, до сего времени. И в сие-то время спасен будет народ твой, все, которые найдутся написанными в книге.
И многие из спящих в персти земной пробудятся, сии на жизнь вечную, а сии на бесчестие и посрамление вечное.
И просветятся благомыслящие, как светлость тверди; и те, которые многих привели к праведности, как звезды, во веки и веки.
Ты же, Даниил, закрой сии слова, и запечатай сию книгу до времени кончины. Многие будут блуждать [по Писанию, то есть тщательно исследовать] и ведение умножится.
Потом вижу я, Даниил, и се, стоят двое других, один на сем берегу реки, а другой на том берегу реки. И говорит один из них одетому в льняную одежду, который стоял над водами реки: «когда конец сим чудесам?»
И слышу, как сей одетый в льняную одежду, стоящий над водами реки, подняв правую руку свою и левую руку свою к небу, клялся Живущим вечно, что это будет по истечении времени, времен, и полвремени; и когда кончится рассеяние горсти народа святого, тогда и все сие совершится.
И слышал я, и не понимал, и сказал: господин мой! каков же будет конец всего этого?
И сказал он: отойди, Даниил: ибо слова сии закрыты и запечатаны до времени кончины.
Очистятся и убелятся, и расплавятся многие; а беззаконники будут поступать беззаконно; и не поймет сего ни один из беззаконников, а благомыслящие поймут." (Дан.12:1-10)
Конечно же после таких откровений и пророчеств об особом ангеле Бога, покровителе Израиля, когда впервые было сказано его имя, указывающее на одну из его наипочетнейших обязанностей, ролей (Михаэль - "Кто как Бог?!"), еврейский народ проявил интерес к нему, что видно в мэйнстриме (преобладающей мысли) эпохи второго храма.
Вот что к примеру пишет известный исследователь Ларри Хуртадо в своем труде "Небесные Посредники. Иудейские Истоки Ранней Христологии":
"В самом деле, в некоторых текстах образ великого ангела представлен как уникальным способом принимающий участие в передаче миру вести о власти и роли Бога (то есть будучи носителем Божьего Имени). В нашем исследовании мы покажем, как в древней иудейской религии, с ее монотеизмом, отличавшем ее от всех прочих религий, заняла свое место вторая фигура рядом с Богом, а именно великий ангел, без заметных признаков того, чтобы концепция подобной фигуры представляла какую-либо угрозу концепции единого Бога.
Как было отмечено ранее, идея о великом ангеле, с его совершенно особым способом общения с Богом, возможно, появилась в результате развития предания об «Ангеле Господнем», известном нам по некоторым историям из Пятикнижия (к примеру, Быт. 16:7–14; 22:11–18; Исх. 14:19–20). Разумеется, упоминание в Книге Исхода 23:20–21 особого ангела, в котором обитало Имя Божье, послужило основой для позднейших иудейских религиозных концепций. Поскольку нас интересует роль образов великих ангелов в источниках, отражающих более поздние стадии развития древней иудейской религии, а не ранние стадии формирования подобных концепций, следует обратиться к текстам, содержащим сведения об иудаизме периода после плена. ("Великие ангелы в древнем иудаизме")
...
Небезосновательным было бы предположить, что тексты Книг пророков Иезекииля и Даниила... оказали влияние на формирование более поздних преданий о великих ангелах. Особенно важными в этом отношении представляются тексты из Иез. 1:26–28; 8:2–4 и Дан. 7:9–14; 10:2–9.
...
Разумеется, описание вознесенного Христа в Откровении Иоанна 1:12–20 в некоторых деталях перекликается с образом из Дан. 10:2–9, однако в более поздние времена способ адаптации христианами терминологии и образного строя 10-й главы Книги пророка Даниила не дает нам представления о том, в каком качестве и статусе следует воспринимать фигуру из рассматриваемого пророчества.
Несколько лучше, однако, дела обстоят в случае с образом архангела Михаила, которого автор пророчества Даниила впервые упоминает в 10:13–21 как «одного из первых князей» (ст. 13). Этот ангел особо выделяется как служитель Бога, исполняющий его повеления (ст. 21). Далее в 12:1, он представлен как «князь великий, стоящий за сынов народа твоего [Израиля]», и читателю сообщается, что в конце времен Михаил «восстанет», что, очевидно, означает его важную роль в окончательном спасении избранных.
...
Вполне вероятно, что персонаж, представленный фразой «как бы Сын Человеческий» в Дан. 7:13–14, тоже задумывался автором пророчества как образ великого ангела, возможно, Михаила, хотя это всего лишь предположение, с которым многие могли бы не согласиться.Тем не менее, принимаем ли мы эту фигуру как небесное существо или как метафорическое описание одного из «святых Всевышнего» (7:27), в любом случае в тексте Дан. 7:9–14 мы имеем дело с терминологией и образным строем, связанными с концепцией божественного посредничества. В этом тексте можно обнаружить описание персонажа, которому «дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное» (7:14). Более того, следует отметить, что эта фигура наделена своим статусом по воле Божьей, что предполагает сам способ управления миром от лица Бога, те есть в качестве Божьего визиря или главного посредника.
В мои планы не входит дальнейшее обсуждение персонажа из текста Дан. 7:13–14, однако я хотел бы отметить, что описание этой фигуры служит свидетельством того, что древние иудеи во времена Даниила не видели ничего предосудительного в существовании некой важной фигуры, назначенной Богом на роль главного посредника, и такое назначение не несло в себе угрозы почитанию единого Бога.
Таким образом, в пророчествах Иезекииля и Даниила можно обнаружить указания на возникновение интереса к небесным существам, уподобляющимся Богу различными способами. Особенно в пророчестве Даниила, как кажется, концепция божественного посредничества находит свое наиболее яркое выражение, и образ Михаила, возможно, воспринимается в качестве визиря и главного посредника между Богом и людьми. ("Великие ангелы в книгах пророков Иезекииля и Даниила")
...
К примеру, можно обнаружить некоторые упоминания о Михаиле, где этот ангел наделен рассматриваемыми качествами и свойствами. Так, во Второй книге Еноха Михаил назван архистратигом (славянская транскрипция греческого слова, означающего «главнокомандующего») Бога (22:6; 33:10; 71:28; 72:5). Похожим титулом Михаил отмечен насколько раз в греческом тексте редакции A Завета Авраама (к примеру, 1:4; 2:2–12), в греческом тексте Третьей книги Варуха (11:6), и, возможно, в Апокрифе об Иосифе и Асенет (14:4–7). Э. П. Сандерс, безусловно, прав, утверждая, что этот термин происходит от титула, который в греческой версии Ветхого Завета применяется по отношению к персонажу, появляющемуся в главе 5:13–15 Книги Иисуса Навина и назвавшему себя «вождем [небесного] воинства Господня».
В Свитке Войны («Войны сынов света против сынов тьмы»; 1QM) из Кумрана событие эсхатологического освобождения избранных предполагает как низвержение «власти нечестивой», так и «помощь навеки», оказанную искупленным людям «властью могучего ангела, для предводительства Михаила», «чтоб возвысить средь божественных (сил) предводительство Михаила, а власть Израиля – над всякой плотью» (1QM 17:6–8).
Упоминание Михаила в связи с эсхатологическим освобождением праведников служит параллелью к тексту из Дан. 12:1–4, и этот мотив следует также рассматривать в свете свидетельства из рукописи 1QM 13:10, где упоминается «Князь Света», назначенный Богом прийти на помощь избранным в последний день, и этого персонажа, возможно, следует идентифицировать с Михаилом.
Во всех этих источниках Михаил выделяется из ряда всех служителей Бога, будучи наделенным особым статусом в небесной иерархии. Из рассмотренных свидетельств становится очевидным, что концепция особой роли Михаила получила широкое развитие в древнем иудаизме, и этот ангел служил выражением идеи о божественном посредничестве, согласно которой особый служитель Бога рассматривался как возведенный до положения приближенного к Богу. По моему мнению, мотив наделения Михаила титулом «главнокомандующего», а также связь торжества избранных с восхождением Михаила служат проявлениями рассматриваемой нами концепции. ("Образ Михаила в других источниках")"
С Хуртадо перекликается библеист Дмитрий Цолин, показывая как Михаила стали звать Метатроном, которого воспринимали некоторые иудеи как будущего Мессию, согласно откровениям Даниила. Цолин делает это в своем исследовании "ТЕОФАНИЯ И ЕЕ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В ТАРГУМАХ. Концепция Божественного Слова (מימרא)":
"Теперь же обратимся к текстам Танахе (Ветхого Завета), упоминающих Ангела Господня. Эта уникальная Личность (מלאך יהוה) представляет Бога и в других текстах Танаха. В тескте Исх.14:19 «Ангел Божий» (מלאך אלהים) идентифицируется со «столпом огненным», то есть с самим Господом (יהוה), Исх.13:21. Ангел будет вести Израиль в обетованную землю, Его нужно слушаться «ибо имя Мое в Нем» (שמי בקרבו – буквально: «имя Мое во внутренности Его»), Он поразит народы Ханаана (Исх.23:20-23).
Моисея не смутило это, но когда народ согрешил идолопоклонством у Синая, и Бог сказал, что Он не пойдет с народом, но пошлет ангела Своего, и народ, и Моисей были смущены (Исх.33:2-5,15-16). Очевидно, в последнем случае имеется в виду обычный ангел, а не тот, кто был олицетворением Присутствия Бога. Об «Ангеле лица Его» (מלאך פנים), который «спасал их», то есть израильтян, говорит и пророк Исаия (Ис.63:9).
По поводу текста Исх. 23:21, где содержатся таинственные слова «имя Мое в Нем», мидраши (иудейские гомилетические комментарии) содержат много различных толкований. Так Мидраш Танхума (1,6) рассказывая о смерти Моисея, показывает как именно Всевышний дал этому Ангелу (в Талмуде он назван Метатроном, от греч. μετα θρονος – «стоящий у трона [Божьего]») Свое имя: «Когда стала оскудевать сила (Моисея) перед смертью, сказал Святой, Благословен Он: «Кто [теперь] будет поднимать народ от злых дел? Кто восстанет ради Израиля в час гнева Моего? И кто восстанет на войне за сынов Моих? Кто будет просить о милости для них, в час, когда они согрешат пред лицом Моим? Согласился Метатрон, пришел и пал не лицо свое… И обратился [Бог] к ангелам-служителям, и призвав Метатрон, сказал ему: “Я даю тебе вместо твоего имени Мое имя (בשמי קראתיך שמך)», ибо сказано: «Имя Мое в Нем».
Талмуд иногда описывает Метатрона как некую особую Личность, возвышенную превыше всех творений. Он имеет право садиться на престол Божий, в то время как другие ангелы должны стоять (Хагига 15а). В Талмуде рассказывается об ответе рабби Идита на вопрос одного отступника по поводу текста Исх. 24:1, где Господь повелевает Моисею «взойти к Господу». Как может Бог повелевать взойти к Господу? Почему Он не сказал, чтобы Моисей взошел к Нему? Рабби Идит отвечает, что здесь имеется в виду Метатрон, который носит с Господом одно имя [искаженное толкование выражения "в нем имя Мое"; прим. админа]. При этом рабби приводит текст Исх. 23:21. Мидраш Ялкут Шимони (44) говорит, что свет, исходящий от Метатрона, превосходит сияние остальных небесных существ, и без Его разрешения ни один ангел ничего не делает; на Него перешла часть сияния от небесного престола, и Ему известны все тайные решения Отца. Он – начальник евреев пред лицом Господа (Танхума,1:6), Первосвященник в небесном храме (Бемидбар Рабба 12,15).
...
Метатрон отождествляется с Михаилом и в Таргуме Псевдо-Йонатана (он же Таргум Иерушалми I) на текст Исх. 24:1. Здесь говорится о том, что Бог повелевает Моисею, Аарону, Надаву, Авиуду и 70-ти старейшинам Израиля взойти на гору и поклониться Господу «издали»: «И Михаил, Князь Мудрости, сказал Моисею в седьмой день месяца: взойди к Господу ты, и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят старейшин Израиля». Но согласно с другими источниками (см. выше), там, на горе был Метатрон.В данном отрывке заметна параллель между образом Моисея и Метатрона: Он, как и Моисей, будет призывать народ обратиться от греха; Метатрон будет вести народ на войны против врагов; Он будет ходатайствовать перед Всевышним об Израиле. Здесь уместно вспомнить, что в еврейской традиции довольно часто проводится параллель между Моисеем как первым спасителем, и Мессией, как вторым Спасителем (Мидраш Когелет Рабба, где приведены слова рабби Берехьи во имя рабби Ицхака, III век). Фактически, Метатрон выступает здесь как второй Спаситель, однако, еще не осуществивший полного избавления, а только ведущий народ к нему. Интересно обратить внимание и на функцию Ходатая, которую будет выполнять Метатрон перед Господом за народ: то же самое сказано об Иисусе как Мессии, что Он есть ходатай Нового Завета (Евр. 9:15)....
Представление о том, что Михаил и Мессия - это одна и та же Личность встречается еще среди Кумранских свитков. Так в произведении, называемом "Война сынов Света с сынами тьмы" (2-й в. до Р. Хр.) есть отрывок говорящий о победе "сынов Света", которую им дарует Мессия (Михаил): «И Он пошлет помощь вечную уделу, [который] Он искупил силой ангела, [которого] Он сделал славным, чтобы править в вечном свете, Михаила, [чтобы] дать свет в радости всему Израилю, мир и благословение уделу Божию, [чтобы] вознести среди богов (языческих) правление Михаила и власть Израиля над всякой плотью (XVII, 5-9)». Таким описано мессианское царство, с правителем Михаилом во главе Израиля." (http://esxatos.com/colin-teofaniya-i-ee-interpretaciya-v-targumah)
"Бывший главный рабби Стокгольма, профессор Готтлиб Клейн, в работе, опубликованной в 1898 году, объясняет основные черты Метатрона в стиле иудейской литературы:А вот что пишет один еврейский рабби:
«Метатрон является ближайшей личностью к Богу — тем, кто служит Ему. С одной стороны — он посланник Бога, Его доверенное лицо; с другой стороны — он представитель Израиля перед Богом... Метатрон известен также как Sar ha-Panim — “Князь Лика Его”, или просто как “Князь”, и он сидит в самом внутреннем покое Божьем (penim).» (Р. Сантала. Мессия в Ветхом Завете. С.-Петербург. "Библия для всех", 1995)"
И.Тантлевский в своем труде "Мелхиседек и Метатрон в иудейской мистико-апокалиптической традиции", тоже проводит явные взаимосвязи:
"В Завещаниях двенадцати патриархов ангел мира (άγγελος της ειρήνης) руководит Израилем и защищает его от Белиара (Белиала = Сатаны) и его духов и от царства врагов евреев 211 ; он выступает как ходатай за Израиль пред Богом (Завещание Дана 6:2 212 ) и, по всей вероятности, тождествен архангелу Михаилу (ср. Завещание Левия 5:5—6) 213 . Возможно, «ангел мира» в Молитве Эноша (4QJ369) 1, 1:10 и 2:92 1 4 также может быть идентифицирован с Михаилом — ангелом-хранителем Израиля, участвующем в эсхатологическом сражении с Белиалом и его силами215 מלאך שלום Обозначение. «ангел мира» может подразумевать, что, кроме прочего, он защищает שלם Шалем, т. е. Иерусалим, город мира. (42стр)
...
В еврейской традиции Метатрон предстает в двух различных «ипостасях»: 1) как небесный ангел, совечный миру или даже сотворенный прежде мироздания, как «князь мира»; 2) как Енох, вознесшийся на небеса и ставший Архангелом. Последняя традиция восходит в конечном счете к Быт. 5:24 (ср. Иерусалимский Таргум ad 10с.). Она не нашла отражения в Талмуде и наиболее важных Мидрашах, и представлена, прежде всего, в предлагаемой вниманию читателей Сефер Хехалот — «Книге небесных Дворцов», хотя и в этой книге содержатся материалы, релевантные концепции примордиального Метащона (ср., например, гл. 9—13). В качестве изначального ангела он обозначается как Метатрон рабба, т. е. «великий Метатрон». Примордиальному Метратрону, идентифицируемому с Йахо'элом, приписывается ряд специфических функций Архангела Михаила, что находит отражение в отдельных пассажах литературы Хехалот.. (131 стр)"
Однако наибольший интерес, как раз перед появлением обещанного Мессии, Иисуса из Назарета, вызвали труды разносторонне образованного верующего иудея по имени Филон из знаменитого города Александрии, его библеистические и философские исследования касательно Михаила, которого Филон называет также Логосом (Мемра - Слово). Об этом и будет следующая часть данной статьи...
(Часть 4-я данной статьи здесь: https://bibleistika-i-vse.blogspot.com/2020/06/4.html
1-я часть данной статьи здесь: https://bibleistika-i-vse.blogspot.com/2019/12/1.html)