За свою трудовую жизнь довелось мне поработать со многими директорами. Были мягкие, были самодуры. И была среди них очень интересная дама.
Дело происходило в загородном детском лагере. Работала я там заместителем директора по воспитательной работе. То есть на мне были все развлечения: от концерта до игр.
Директором у нас была Раиса Ивановна. Дама, 48 лет. Симпатичная. Но уж очень мегеристая. На вожатых постоянно орала, хотя говорить нормальным голосом тоже умела. Для иллюстрации приведу один маленький пример.
Те, кто хоть раз отдыхал в детском лагере, знает такую игру: «найди клад». Вожатые в сончас тихонько прячут сладости где-то на территории. А дети потом по картам, по подсказкам ищут это место.
В общем, в тот раз я заморочилась и завязку игры построила на том, что у нас пропала…директор! А первая «указюлька» на место сладкого клада как раз у нее!
Представьте картину: на площадке выстроен весь лагерь - 250 человек детей и воспитателей. И я взволнованно излагаю эту историю. Так вот, на моих словах: «Пропала Раиса Ивановна», лагерь взрывается криками: «Ура!». Я продолжаю: «Ребята, нам нужно ее срочно найти!». И слышу дружное: «Нет!». Только после того, как я растолковала, что без директора не будет конфет, лагерь согласился ее искать…
Работала с нами в той смене психолог – Анна Николаевна. Очень мягкая, спокойная, милая женщина. Она, как могла, скрашивала грубость директора. Часто уговаривала вожатых:
- Ребята, вы поймите, у нее такая ответственность. Вот нервы не выдерживают. Вам бы поддержать ее, успокоить. А вы, наоборот, на конфликты идете, свою правоту доказываете! Ну, нельзя купаться у Крутого Яра, это опасно для жизни! И Раиса Ивановна совершенно права, запретив проводить там День Нептуна!
То есть вы понимаете, что вожатые тоже были не сахар. Впрочем, как все молодые люди, не осознающие хрупкости человеческих жизней.
В общем-то, жили мы неплохо. При всей стервозности Раиса Ивановна была кристально честным человеком. Все, что предназначалось детям, до них и доходило. И среди персонала дисциплина была железная. Никаких «отмечаний» или «мы по чуть-чуть» даже представить было нельзя. А это, согласитесь, огромный плюс работе директора.
Так вот. Однажды, решили провести мы «День поздравлений». С самого утра на радиорубку потянулись представители отрядов. И над лагерем понеслись детские голоса:
- Нашего вожатого Максима Ивановича поздравляем с Днем Рождения! Он у него через месяц, но мы тогда уже уедем. А нам так хочется сказать ему, как мы его любим! И дарим ему песню!
- Васю Петрова из 7 отряда поздравляю с тем, что он сюда приехал и подружился со мной! И для него песня!
- Мне очень нравится Нина из 10 отряда. Я хочу подарить ей песню о любви!
Ну и так далее и тому подобное.
А надо сказать, что радиорубкой у нас тоже заправляла Анна Николаевна. Она ставила КАССЕТЫ с песнями. Те, кто помнит, что это такое, понимает, чтобы поставить нужную песню, ее нужно сначала найти на кассете. Для этого использовался второй магнитофон. То есть процесс шел так: ребенок говорит в микрофон поздравления. Анна Николаевна ищет на кассете заказанную песню, потом ставит ее в магнитофон, который транслирует ее на весь лагерь.
Идут поздравления, всем очень нравится. Я поднялась врубку, посмотреть, как все проходит. И вижу – Анна Николаевна как-то задумчиво посматривает на кассету с детскими песнями.
- Елена Викторовна, как выдумаете, если я поставлю песню для Раисы Ивановны, ей понравится?
- Почему бы и нет?
- Просто сегодня столько хороших слов прозвучало. Все вожатым, детям, даже сторожу дяде Васе спасибо сказали. А ведь все это организовано Раисой Ивановной…
- Да конечно! Я думаю, ей будет приятно! А какую песню хотите поставить?
- Думаю «Дорогу добра». Прекрасные слова и музыка. И дети ее знают.
- Ну что ж, неплохо.
Анна Николаевна взяла кассету и стала перематывать на нужную песню. А я вышла на территорию.
И вот, стою я около корпуса. Вижу, идет Раиса. Меня увидела, направляется ко мне. И лицо что - то не особо веселое. Интересно, что случилось? И в это время над лагерем зазвучал мягкий голос Анны Николаевны:
- Хотим сказать слова благодарности и любви нашей дорогой Раисе Ивановне! Мы говорим спасибо за вашу заботу, за умение организовать наш отдых и работу, за вашу доброту!
Смотрю, Раиса остановилась, прислушалась.
- И для нее пусть прозвучит песня!
Из динамика зазвучали слова:
«Собака бывает кусачей, только от жизни собачьей…».
Занавес.
Думаю, никому не надо объяснять, что случилось? Анна Николаевна поставила кассету не той стороной…
Во всей этой истории есть один, но жирный плюс. Раиса Ивановна прекратила орать на подчиненных. Нет, характер не изменился, это в таком возрасте уже невозможно. Но сдерживать себя она научилась, за что мы всем коллективом сказали «спасибо» нашему милому психологу.