После дебютного показа трилогии "Властелин колец" на больших экранах в российских кинотеатрах истинную личину Сарумана узнали тысячи зрителей. Ни у кого не оставалось сомнений в том, что перед нами алчный трус, который ради спасения собственной шкуры готов предать любого. Но так ли уж банальны мотивы белого мага, который перешел на сторону зла в Войне Кольца?
На самом деле предательство Сарумана имеет куда более глубокие корни. Он не всегда был таким, некоторое время хозяин Изенгарда считался чуть ли не самым могущественным и чистосердечным магом Средиземья. Да и с Гэндальфом у него отношения были теплые и дружеские, но в один момент все изменилось.
Итак, когда у валар встал вопрос, кого отправить в Средиземье ради защиты тамошних обитателей от Саурона, Манвэ избрал Гэндальфа одним из кандидатов. Саруман же вызвался сам, желая выделиться среди прочих и завоевать частичку любви своих создателей.
Саруман прибыл на место первым, тогда его знали под именем Курумо, эльфы называли его Курунир, а люди высокого статного мужчину в белых одеждах прозвали Саруманом. Он был мудр и убедителен, а потому смертные и бессмертные посчитали, что именно Саруман является главным среди прибывших в Средиземье майар. Следом за этим объявился и Гэндальф, который вызвал у встречаемых его эльфов еще больше любви и почитания.
В Гэндальфе, а не в Сарумане Кирдан Корабел усмотрел огромный потенциал и истинную любовь к эльфам. А потому тогда еще серый маг получил в дар от него одно из великих колец, Нарью, в знак почитания и уважения. Гэндальф пытался скрыть данный факт в секрете, но Саруман со временем прознал об этом, сильно оскорбившись - белый маг полагал, что заслуживает это кольцо более, чем собрат.
Ревность и страх поселились в сердце Сарумана, подтачивая его душу с годами. Ситуация усугубилась во время путешествия на Восток, где маг пытался сплотить людские племена вместе сражаться с Сауроном. Смертные пропитались влиянием темного владыки куда сильнее, чем те же эльфы или гномы, а потому и они оказывали пагубное влияние на прибывшего истари.
После путешествия на Восток Саруман, с разрешения наместника Гондора, обосновался в Изенгарде, став Хранителем башни. Запершись в своей твердыни, он долго размышлял и строил планы, как завоевать больше почитания и преданности местных жителей.
Еще один удар Саруман получил после того, как Галадриэль предложила должность главы Белого совета Гэндальфу. Это собрание должно было стать первой линией обороны на пути злых сил, и в очередной раз менее достойный (по мнению того же Сарумана) оказался в фаворитах у мудрой эльфийки, видимо, разглядевшей в белом маге некие темные помыслы. В тот момент Гэндальф отказался от предложения и вакансия главы перешла к Саруману, но обретение власти стало для него больше обидным, чем победным достижением.
Перед началом Войны Кольца Саруман был тем, кто убедил Совет в том, что Саурон не представляет для Средиземья никакой опасности без своего Кольца Власти. Более того, людям и эльфам нужно самим завладеть могущественным артефактом, дабы изучить его и использовать в грядущей битве против темного владыки. Используя свой дар убеждения, Саруман смог успокоить присутствующих, но его намерения были уже далеко не такими светлыми, как многие считали.
Саруман уже давно хранил в Изенгарде где-то добытый Палантир, через который он наблюдал за происходящим в Мордоре. И, чем дольше он вглядывался в магический камень, тем сильнее проникался извращенным уважением к своему врагу...Маг понимал, что Саурон полагает огромные силы ради поисков Кольца, но чародей хотел найти его первым. Для этого он даже не стеснялся использовать животных - лучших друзей Радагаста Бурого, который до конца был верен своему более опытному коллеге. Наивный и доверчивый, он не понимал, что его птички служат ради реализации личных амбиций колдуна, уже давно забывшего об истинной цели визита в Средиземье.
Когда Саруман узнал, что внимание Гэндальфа сосредоточено на Шире, он понял, что дело здесь не только в любви к хоббитам. Выяснив, что Кольцо все это время находилось в стране полуросликов, белый маг сильно оскорбился, осознав, что Гэндальф все это время скрывал от него правду. Конечно, Митрандир и сам видел, что с его другом происходят какие-то странные вещи, но тогда он даже и представить не мог, как низко падет Саруман в своих попытках высмеять действия Гэндальфа и показаться в глазах Совета более опытным и мудрым.
Продолжая вглядываться в Палантир, Саруман не замечал, как Саурон все сильнее отравляет его разум. И в один момент маг оборвал все связи с Советом и принялся создавать свою личную армию, намереваясь стать единоличным правителем Арды. Для начала он выковал себе меньшее кольцо силы, а потом заключил союз с Сауроном, который планировал использовать против общих врагов. Потом он, само собой, разобрался бы и с засевшим в Мордоре злыднем, но первостепенной задачей для него стали эльфы, Гондор и лично Гэндальф.
Ну, а потом произошли всем нам известные события, которые привели к падению Саурона. Он погиб, так и не реализовав даже толики своих планов - единственным его достижением оказалась исковерканная душа и попрание идеалов, которые в его сердце вкладывали валар и сам Эру Илуватар.