По результатам апреля сектор автокредитования установил новый рекорд – 105 800 кредитных договоров на общую сумму в 108.3 миллиарда рублей. И наиболее активно рост сегмент от 500 тысяч до 3 миллионов рублей. Все активнее за кредитными деньгами на покупку авто обращаются состоятельные граждане, приобретающие новые машины. По оценкам специалистов «ЛионКредит», главным драйвером такого высокого спроса стали опасения дальнейшего повышения цен на автомобили, а также потенциальный дефицит машин у дилеров.
Рост автокредитования в апреле оказался не просто рекордным, но и очень уверенным. Согласно отчету НБКИ, за месяц заявителям было выдано почти 106 тысяч займов (+16,9% к результатам марта-2021) и 108.3 млрд рублей (+15.2%) на покупку автомобилей. Средневзвешенный размер автокредитов по результатам апреля так же, как и в марте, превысил 1 млн рублей.
Аналитика экспертов НБКИ показывает, что активнее всего рос сегмент автозаймов на суммы от 500 тысяч до 3 миллионов рублей. На займы в сумме 500 000 – 1 000 000 рублей пришлось почти 44 тысячи выдач – с начала 2021-го года этот сегмент вырос на 50%. Суммы от 1 до 3 миллионов рублей были выданы по 38.8 заявок – здесь рост с начала года составил 48%. «Бюджетный» сегмент автокредитования на 100-500 тысяч рублей вырос всего на 18%.
Повышение спроса на автомобильные кредиты отмечают и многие российские банки. Подтверждают они и рост интереса к новым автомобилям, и рост активности обращений более состоятельных клиентов.
Как говорят представители Тинькофф-банка, за апрель количество одобренных кредитов в автосалонах возросло на 33%. При этом изменения затронули и сегмент пользователей автокредитования – средний доход таких заемщиков стабильно растет. Другими словами, активнее кредитоваться стали более обеспеченные заемщики.
По информации представителей ВТБ, здесь рост объемов автокредитования за 4 месяца 2021-го года составил 60% относительно результатов за аналогичный период прошлого года. Такую динамику менеджеры госбанка связывают, прежде всего, с общим изменением положения дел на рынке. Кроме того, по мнению аналитиков ВТБ, большую роль здесь сыграло увеличения лимита цены автомобилей по программе госсубсидирования до 1.5 млн рублей. Совокупность этих сильных факторов обусловила рост количества выданных займов на новые машины на 34% относительно результатов за тот же период прошлого года. В сегменте же подержанных авто рост активности кредитования едва достиг 6%.
В отчетности РНКБ отмечается еще больший рост спроса на автокредиты. За 4 месяца 2021-го на такие займы пришлось порядка 865% от общего объема выдач. В «Росбанке» результаты оказались более скромные. Сегмент кредитования новых авто вырос в среднем на 3-5%. В то же время средняя величина таких автозаймов уменьшилась на 7-8%. Отрицательную динамику здесь объясняют повышением спроса на машины массового ценового сегмента.
А как дела обстоят дела в б/у-сегменте
В целом же первый квартал текущего года оказался намного более продуктивным для сегмента кредитования подержанных авто, нежели первые 4 месяца прошлого года. Вообще этот сегмент авторынка всегда был существенно крупнее в сравнении с первичным рынком. И его рост продолжается до сих пор. В то же время сегмент новых авто начинает уверенно теснить б/у-сегмент. Главная причина тому – образование масштабного нереализованного спроса. Более того, эксперты отмечают, что общий спрос на авто становится практически ажиотажным. А в условиях столь высокой конкуренции за рыночные предложения найти и успеть купить качественное подержанное авто стало гораздо сложнее. В результате повышается интерес к новым автомобилям из салона.
Подтверждают заявления банкиров и автодилеры. Они отмечают, что на рынке сохраняется опасение дефицита востребованных моделей. В таких условиях кредитные средства становятся едва ли не наиболее эффективным способом купить новый автомобиль в короткие сроки. Подстегивают интерес к кредитованию и непосредственно автопроизводители. Многие из них сейчас продвигают займы по низким ставкам и на выгодных условиях в целом. Это не только эффективный способ привлечь покупателей, но и управлять спросом – доступные займы предлагаются только на определенные модели.
Как сегмент автокредитования будет развиваться в дальнейшем, пока сложно сказать. С равной вероятностью может сохраниться рост или же наступить коррекция вниз. Причем падение спроса более чем вероятно. Коррекция может наступить уже в мае-июне. Вероятное снижение – традиционные для летнего сезона 10%. Если же правительство и банкиры вернут программу субсидируемых кредитов, то это может поддержать автокредитный сегмент на волне роста. Однако в этом случае решающее значение будет иметь размер субсидии.
Подписывайтесь на наш канал – будьте в курсе всех изменений на кредитном рынке и используйте заемные средства с максимальной выгодой!
Читайте также:
Ипотека и трудоустройство: сколько нужно работать, чтобы купить квартиру в кредит
Эксперты: снижаться ипотечным ставкам больше некуда
Кредитование бизнеса под залог не самого ликвидного имущества: опыт ЛионКредит