Не так давно я был в путешествии по Вологодской области — краю великолепных храмов и монастырей.
Нельзя сказать, что я сильно увлекаюсь христианством, но совершенно точно испытываю к нему большое уважение, и при случае стараюсь узнать побольше о его истории.
В этой поездке я совершил для себя одно небольшое открытие, всего лишь посмотрев на потолок. Я понял, как много означают детали, и то, что привычные вещи, о которых совершенно не задумываешься, могут иметь очень большое значение.
А дело было так.
Гуляя по территории Кирилло-Белозерского монастыря, я размышлял о чём-то своём и глазел по сторонам.
Проходя через ворота в церкви Иоанна Лествичника, я невольно залюбовался росписью стен и сводов.
И в какой-то момент я стал рассматривать орнамент потолка, изображающую золотую ветвь, обнимающую различных святых.
Моё внимание привлёк святой в левой части фотографии (смотрите второй и третий снимок в галерее).
Точнее, даже не сам святой, а его рука.
Его пальцы почему-то были сложены не в жесте благословения, а в «козу». В детстве мне говорили, что этот жест означает рога Дьявола, и поэтому его используют сатанисты и рокеры. Но в данном случае не могло такого быть! Кто-то меня обманул.
Я всерьёз задумался, и решил посмотреть, а что же вообще означают жесты на иконах? Я как-то раньше вообще не обращал внимания. Ну, нарисован святой — значит, благословляет. Чего ему ещё делать-то?
Но всё оказалось гораздо сложнее.
Первым делом я полез в интернет, и увидел, что даже на иконах Иисуса вполне можно заметить, что его пальцы сложены в «козу», что лишний раз подтвердило ошибочность моих убеждений.
А потом я начал рассматривать те иконы, что ранее считал благословляющими.
Вот если бы меня попросили нарисовать по памяти жест с некой стереотипной иконы, я бы изобразил примерно так.
Но если бы меня кто-то спросил, почему тут поднято два пальца, ведь двоеперстие — это старообрядчество, а сейчас принято троеперстие, я бы точно был в тупике. Не знаю, вообще никогда не думал.
Поэтому я стал изучать доступные мне материалы, и вот что выяснил.
Оказывается, жесты святых из восточной иконографии заимствованы из культуры Древнего Рима. Это были жесты из ораторского искусства, своего рода «смайлики», которые означали ту или иную особенность речи.
Чаще всего можно встретить четыре особых жеста, а именно:
Чаще всего символизирует начало проповеди.
Так вот, оказывается, что означает «коза»! Это всего лишь знак того, что персонаж иконы обращается к зрителю с каким-либо наставлением, либо подчёркивает особую важность фрагмента текста. Чаще всего при этом на иконе изображается открытая книга с цитатой, на которую и надо обратить внимание.
Этот жест встречается чуть реже, чаще всего в смысле «внимание!»
А то, что я всегда считал жестом благословления — это знак цитирования. Используется в том смысле, что с нами говорит не персонаж, а персонаж точно цитирует (или транслирует) божественное откровение, «несу вам Слово Божие». То есть, это благословление, но в другом, исходном смысле — «благая весть», «точные и неискажённые божественные слова». И к двоеперстию он отношения не имеет (хотя выглядит похоже).
Ниже — небольшая галерея с примерами жестов с сайта Эрмитажа:
Есть и другие, более поздние жесты, которые также можно встретить на иконах.
И вот пара примеров:
В общем, не знаю, как вам, а мне было очень интересно узнать об языке жестов в иконографии — как-то сразу много стало понятнее и логичнее.
В любом случае, спасибо за внимание, и подписывайтесь на мой канал!
P. S. Почему-то получаю миллион однотипных сообщений вроде "ТАК ЭТО ЖЕ ИНДИЙСКИЕ МУДРЫ". Конечно же нет, это никакого отношения к мудрам не имеет. Из того, что жесты в иконографии и мудры показываются при помощи пальцев, не следует то, что они как-то связаны. Ровно так же, как язык глухонемых тоже не имеет отношения ни к жестам, описываемым в статье, ни к мудрам.