Найти в Дзене

От клезмера до рэпа. Неожиданный Владимир Шаинский

Оглавление

Не будет преувеличением заявить, что его мелодии знает каждый — от малышей в детском саду до их бабушек и дедушек. Сегодня есть повод отметить 100-летие со дня рождения Владимира Шаинского — доброго волшебника, который сочинял музыку как для мультипликационных героев и пионерских хоров, так и для вполне взрослых эстрадных звёзд.

  • Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.

«Антошка», «Голубой вагон» и «Чунга-Чанга» — наше общее достояние. Но музыка Шаинского звучит в самых неожиданных контекстах на протяжении всей нашей жизни, не только в детстве. Простые, солнечные и удивительно точные песенки уже кажутся почти народными.

При этом как-то забывается, что Шаинский прошёл серьёзное консерваторское обучение и вообще был профессионалом высочайшего класса. Всенародная слава настигла композитора относительно поздно — когда ему было уже под пятьдесят. И произошло это именно детским песенкам, к которым Шаинский подобрал какой-то свой ключик.

«Яш» / Клезмер от Шаинского

Владимир Шаинский родился 12 декабря 1925 года в Киеве. Он не раз подчёркивал, что с детских лет вдохновляется клезмером — мелодиями восточноевропейский евреев. Задолго до «Антошки» Шаинский написал музыку на стихи поэта Иосифа Керлера. Получилась весёлая застольная песенка: яш — идишское название крепких напитков: водки, коньяка, креплённого вина.

«Песенка крокодила Гены» / Джазовый диксиленд

Прославленный ансамбль «Мелодия» под управлением саксофониста-виртуоза Георгия Гараняна подарил хрестоматийной детской песенке неожиданное прочтение. Аранжировка в духе новоорлеанского диксиленда с фирменной иронией и филигранными импровизациями превратила простой мотив в жизнерадостную джазовую пьесу.

«Голубой вагон» / Феномен в Азии

Культовый статус Чебурашки и крокодила Гены в Японии — пример беспрецедентного успеха советского мультфильма на совершенно другой культурной почве. Дублированная японская версия «Голубого вагона» звучит на японском, как влитая. И как тут не подпеть:

«Быстро синкансэн разгоняется до трёхсот,

Прошлое остаётся позади, его не вернуть.

Прощайте, снега Саппоро! Нас ждут пляжи Окинавы!»

«Дружба — Freundschaft!» / Политический шлягер

Песня-символ братской дружбы между ГДР и СССР звучала по радио, её разучивали на уроках немецкого: «Клич звенит от Одера до Волги: "Дай мне руку, друг мой, камерад!» С советской стороны песню исполняли «Самоцветы». Существовала и официальная немецкая версия в исполнении Манфреда Шмиделя в сопровождении хора и оркестра Министерства внутренних дел ГДР.

«Хороший ты парень, Наташка» / Ранняя Пугачёва

В конце 1960-х юная Алла Пугачёва и набирающий известность Владимир Шаинский пересеклись на радио. Результатом их сотрудничества стала шутливая песенка на стихи Константина Ибряева со странным названием «Хороший ты парень, Наташка».

«Идёт солдат по городу» / Солдатский марш

Шаинский умел создавать мелодии, которые становились народными в самом прямом смысле. Эта песня — идеальный пример такого универсализма. Сочетание бодрой мелодии под маршевый ритм и простых, понятных слов сделало эту песню из репертуара ВИА «Пламя» вневременным «солдатским» шлягером, который можно зычно петь хором в строю, исполнить на концерте патриотической песни или разучить с детьми в садике на 23 февраля.

«Русская фотомодель» / Сатира на лихие 1990-е

В новую эпоху Шаинский стремился продемонстрировать острое чувство времени и сатирический дар. Песня-новелла о деревенской «Дуне», ставшей международной супермоделью и лицом рекламы мыла и шампуня, — едкая и точная зарисовка социальных перемен 1990-х.

«На дальней станции сойду» / Психоделическое переосмысление

«На дальней станции сойду» на стихи Михаила Танича — отзвук тоски горожанина 1970-х по деревенской жизни, которой ещё недавно жили его предки. Но тема бегства от суеты в глушь осталась актуальной и в более поздние времена. Егор Летов превратил хит эпохи ВИА в психоделический опус, утопив знакомую мелодию в гитарном урагане.

«Чунга-Чанга» / Джазовая импровизация

Знаменитый саксофонист Игорь Бутман обратился к наследию Владимира Шаинского, представив инструментальную версию знаменитой «Чунги-Чанги». В его обработке детская песенка из мультфильма «Катерок» превращается в изысканную джазовую тему для виртуозных импровизаций.

«I Don't Care»/ Рэп-реинкарнация

Неожиданный поворот в биографии любимой песенки советской детворы «Если с другом вышел в путь» — её появление в хите эпатажного южноафриканского хип-хоп дуэта Die Antwoord. Никакого мошенничества: права на использование узнаваемого рефрена были официально куплены у автора. Кто бы мог подумать, что мелодии Шаинского «прорастут» даже в андеграундной рэп-культуре XXI века!

Спасибо за подписку, лайк и комментарий! Отдельная благодарность тем, кто присылает донаты. Ваша поддержка очень ценна!

Рэп
3264 интересуются