Найти в Дзене

Тезисы из вчерашнего стрима (разумеется, без претензии на истину в последней инстанции): 1

Тезисы из вчерашнего стрима (разумеется, без претензии на истину в последней инстанции):

1. В России сложно понять, чего французы так вцепились в свой Charlie Hebdo, потому что для большинства людей в России свобода слова не является значимой ценностью. В западных странах другая ситуация. Для них это в том числе борьба за свое государство, за свою культуру, для которой свободы высказывания — одна из основополагающих вещей.

2. Для развития общественно-политической мысли в Европе и конкретно во Франции сатира очень важна. Как запретить смеяться над политикой и религией на родине Рабле?

3. Карикатуры Charlie Hebdo не нравятся многим во Франции и других странах Европы. Вопрос не в том, смешные они или нет, плохие или хорошие. Вопрос только в праве их публиковать. Макрон и французское государство вовсе не стремятся оскорблять мусульман.

4. Это не столкновение христиан и мусульман, а столкновения светского и религиозного, модерна и традиции. Charlie Hebdo точно так же публикуют карикатуры на христиан и иудеев.

5. Разумеется, нельзя считать явлениями одного порядка оскорбление чувств верующих и убийства. Первое далеко не во всех странах считается преступлением, по поводу второго дискуссий нет. Равно как нельзя возлагать ответственность за теракты на тех, чьи действия якобы спровоцировали эти теракты.

6. Исламисты протестуют против «чрезмерной» свободы слова во Франции, хотя именно эта свобода слова в том числе сформировала то общество и государство, в которое мусульмане стремятся переехать из своих стран. Родители Абдуллы Анзорова не остались жить в России или не уехали в Оман, а выбрали либеральную Францию. Теперь такие как Абдулла хотят, чтобы Франция была менее либеральна. Дочь Кадырова презентовала свою коллекцию в Париже, ей это было важно одобрение этой культуры. Но эта культура включает в себя и свободу высказываний.

7. Нужно не забывать, что исламисты не равно мусульмане. Важно не поддаться шовинистическим соблазнам. Не нужно обобщать и говорить, что все мусульмане думают и считают так-то и так-то. Разумных, умеренных, миролюбивых мусульман абсолютное большинство. Есть немало исламских интеллектуалов, которые пытаются соединить ислам с современной европейской культурой и это возможно. Когда Рамзан Кадыров говорит от имени «всех мусульман мира» или даже «всех мусульман России», это очевидная манипуляция.

8. Некоторым политикам, таким как Кадыров, выгоден «опасный» образ мусульман. Когда ты говоришь от имени «30 миллионов мусульман», некоторые из которых настроены достаточно воинственно, твои просьбы скорее услышат и удовлетворят. То же самое можно сказать о тех ультраконсерваторах, которые пытаются разжечь огонь ненависти в православных. Простым верующим это только вредит.

9. Заметка на полях: для Хабиба Нурмагомедова открыта дорога в политику. На Кавказе есть две фигуры с сопоставимой популярностью — Рамзан Кадыров и Хабиб. Причем Хабиб, вероятно, даже популярнее. Вряд ли Рамзан рад появлению потенциального конкурента, претендующего на статус «главного лица Кавказа». Видимо, характерно, что Кадыров не поздравлял Хабиба с последним боем и намекал, что бой договорной. Возможно (гипотеза), их нападки на Макрона с двух сторон — проявление конкуренции и заявки на право говорить от имени мусульман Кавказа.

10. Путин попытается сманеврировать между Макроном и Рамзаном/Хабибом, хотя, вероятно, если бы пришлось делать однозначный выбор, он бы предпочел двух последних. Путин, вероятно, просил Кадырова сбавить накал, почему Кадыров и обратился к мусульманам с просьбой прекратить акции протеста у посольства в Москве. Не хотелось бы думать, что выступления Кадырова и Хабиба против Макрона — это согласованные с Кремлем шаги и элемент давления на Францию со стороны Путина (или месть за позицию по Навальному), слишком уж опасно и цинично. В Москве от сотен тысяч до нескольких миллионов мусульман, опасно играть на их радикализацию. Хотя — кто знает.