«Медиазона» рассказывает о четырех случаях, когда полицейские лишились работы из-за того, что перечисляли деньги проекту «Омбудсмен полиции» Владимира Воронцова (сам Воронцов, напомню, под стражей — на мой взгляд, по липовым обвинениям). Одна из уволенных сказала, что единожды перевела «Омбудсмену» 50 или 100 рублей, но теперь ее уволили и попросили освободить служебное жилье (коммуналка на окраине столицы). Скорее всего, на самом деле таких случаев больше и в МВД прошла настоящая чистка тех, кто помогал Воронцову.
Думаю, в целом такое нецентрализованное гражданское финансирование — большая головная боль для власти. Если у того или иного активиста есть 1000 сторонников, то перевод в несколько сотен рублей в месяц от каждого из них позволит ему продолжать свою деятельность. В мире переводов на Сбер, Cloudpayments и Patreon не нужны ни НКО, ни «деньги Госдепа/Сороса», ни богатые спонсоры. Это отличная практика для оппозиции и здорового гражданского общества — и большая проблема для охранителей. В МВД можно найти донатеров и уволить, но что сделаешь с обычными гражданами, которые переводят деньги ФБК?
Уверен, что государство еще попытается как-то ограничить эту практику. Придумает пару гадких законопроектов. Проблема в том, что такие платежи довольно сложно отслеживать, а какой-либо системный запрет грозит угробить множество благотворительных инициатив, что вызовет большое общественное недовольство (захотят лишить денег Навального, а лишат денег детей, которым собирают на операции смс-ками). Да и обходных путей можно придумать немало (например, законно запретить продажу мерча довольно трудно). Можно пытаться запугивать отдельных донатеров, действовать точечно, но вряд ли получится уничтожить на корню саму практику краудфандинга.
Я лично считаю, что разного рода добровольные платежи в общественные и политические проекты — это наш гражданский долг. И сегодня это самый простой и относительно безопасный способ участвовать в общественной и политической жизни. Это добровольный налог на поддержку оппозиции, на независимые СМИ, на гражданское общество. Его нужно платить, если хочешь изменений к лучшему. Размер этого налога и его получателей ты устанавливаешь сам, все честно.
«Медиазона» рассказывает о четырех случаях, когда полицейские лишились работы из-за того, что перечисляли деньги проекту «Омбудс
4 июня 20214 июн 2021
2
1 мин