Найти в Дзене
Записки КОМИвояжёра

Катерина Кабанова умерла потому, что невозможно жить без любви. Эмма Бовари умерла потому, что невозможно жить без денег.

«Гроза» и «Мадам Бовари» невероятно схожи сюжетами, образами, деталями, временем создания, восприятием официальной критики. Сравните: в 1858 г. русский читатель познакомился с романом Г. Флобера, в 1859 Н.А. Островский закончил «Грозу». Во Франции Флобера обвиняли в «оскорблении общественной морали, религии и добрых нравов». В России цензор увидел в Кабанихе намёк на Николая І.

Удивительны параллели образов героинь. Эм­ма столь же ре­лиги­оз­на, как Ка­тери­на: «Ее постепенно завораживала та усыпительная мистика, что есть и в церковных запахах, и в огоньках свечей», – это о ком? Вообще-то об Эмме, но и Катерина так же упоенно стоит на заутрене.

Обе совершенно одинаково мечтают. Эм­ма: «Ей хо­телось вспор­хнуть, как пти­це, уле­теть ку­да-ни­будь да­леко-да­леко...» Ка­тери­на: «Мне иног­да ка­жет­ся, что я пти­ца... Вот так бы раз­бе­жалась, под­ня­ла ру­ки и по­лете­ла».

И юность, девичество представляются им счастьем – а помните, в чём было это счастье? Цветочки поливали да вышивали (и опять обе!)

А дальше опять полное совпадение: враждебная свекровь и покорные сыночки, так и не ставшие мужьями, но ставшие рогоносцами.

И точно так же обе будут молить любовников увезти их и получат одинаковые ответы: француз скажет решительно, что «это невозможно», русский промямлит: «Нельзя мне, Катя…»

А вот дальше героини полностью расходятся в восприятии случившегося. Для Катерины Борис стал выражением её мечты о счастье: любовь без преград, от сердца, до самой смерти: «С первого же раза, кажется, кабы ты поманил меня, я бы и пошла за тобой; иди ты хоть на край света, я бы все шла за тобой и не оглянулась бы».

А Эмма придумывала загорелому, сильному Родольфу героические черты своего воображаемого идеала. Однажды Эмма побывала на балу в родовом замке маркиза… Великолепные залы, знатные гости, изысканные яства, запах цветов, тонкого белья и трюфелей — в этой атмосфере Эмма испытала острое блаженство, этого она искала и в любви.

-2

Она требовала от любовника клятв и самопожертвования. Чувство её нуждалось в романтическом обрамлении. Она заставляла флигель, где они встречались по ночам, вазами с цветами. А дальше будут расходы на всю эту красоту, долги, шантаж торговца, запутанные финансы и поиски денег. Можно обвинять её – молодая, красивая, страстная женщина мечтает о яркой, бурной жизни и такой же любви, а вокруг неё унылые люди, живущие обычной, такой заурядной жизнью… Не там и не тогда родилась! И умрёт Эмма, когда поймёт, что выхода из долгов нет, ни любовники, ни муж не помогут. И она примет мышьяк.

По сути, погибла не потому, что полюбила, а потому, что денег не было.

Катерина тоже погибнет – потому, что она полюбила. Эта любовь открыла ей огромный и яркий мир чувств. Но любовь незаконная, а она верующая. Даже побег с любимым её не спас бы – можно убежать от мужа, но нельзя убежать от греха. Вернуться в унылый дом после того, как была счастлива в объятьях Бориса для неё невозможно, остаётся одно – смерть.

Эмма Бовари умерла потому, что невозможно жить без денег. Катерина Кабанова умерла потому, что невозможно жить без любви, ведь «русский взнос за счастье милых не кошелек, а голова».