Давным-давно в эпоху раннего предъеговья (начало 90-х), в середине марта мама 11-классника привела ко мне сына с целью подготовки к экзаменам в Финансовую академию. Сказано было примерно следующее:
— У нас с математикой всё нормально, твёрдые четвёрки и пятёрки. Нам нужно прояснить отдельные темы типа заданий с параметрами.
Как обычно, интересуюсь, как дела с русским. Тоже всё в порядке, не ниже четвёрки.
Предлагаю мальчику для знакомства пример. Вычислить 2/3 + 4/5. Ловлю на себе негодующий взгляд мамы. Однако пауза затягивается. На лице сына читается напряжённая работа мысли. Примерно через минуту, которая явно показалась маме вечностью, твёрдый хорошист по математике и русскому спросил:
— А тут слаживать крест-накрест?
Честное слово, на маму было откровенно жалко смотреть. Я попытался объяснить, что мы не успеем подготовиться к экзаменам за оставшиеся считанные месяцы. Но она даже не стала дослушивать. Взяла сына за руку, извинилась непонятно за что, и они ушли.
Постоянно задаю себе два вопроса:
- Что означают школьные оценки?
- Для чего они нужны?
Взглянем на базовый ЕГЭ по математике. По сути это выпускной экзамен за 11 лет обучения.
При этом только в четырёх задачах из 20 вскользь упоминается материал 10-го и 11-го классов. Плюс официально выдаётся 4 страницы шпаргалок формата А4.
Какую честную оценку, кроме единицы, может иметь в 11-м классе человек, который решает 12-16 заданий? То есть не может решить ни одного простейшего, по меркам базовых школьных учебников 10-го и 11-го классов, задания? Школа ставит за это «4». 17 заданий — уже «5».
Мы не говорим здесь о тех, кто идёт к репетитору с единственной целью повысить школьную оценку. На примере математики и физики, о которых могу говорить на личном опыте, без знаний сдать профильный (для вуза) ЕГЭ по математике или ЕГЭ по физике на сколько-нибудь приличный балл (например, 75+), практически невозможно.
Сильные выпускники физико-математических классов вынуждены обращаться к репетиторам не за оценкой, а за знаниями и умением решать задачи.
За 22 года работы в школе я не поставил ни одной оценки
Конечно, приходилось рисовать в журнал рисунки в виде цифр 4 и 5, чтобы не уволили за отсутствие «наполняемости». Но все участники процесса: дети, родители, администрация, были в курсе, что эти рисунки не имеют к реальности никакого отношения.
На родительских собраниях неизменно объяснял, что ждать от меня оценок не стоит. При этом понимаю, что без оценивания нельзя. Каждый ученик в любой момент будет в курсе, чему он уже научился, а чему ещё нет, в чём ошибки, что подучить. Каждому готов рассказать или записать текстом. Предлагал честно всем, кто не согласен, сразу писать заявление на имя директора с просьбой меня уволить. Сопротивляться не буду, потому что не уверен, что действую хорошо и правильно, но по-другому не могу и не хочу. Никто ни разу не написал.
При этом экзамен сдавали не мне лично, а преподавательской комиссии. И эта комиссия никак не могла понять, почему ответы детей вполне соответствуют рисункам в журнале при том форменном безобразии, которое творится у меня на уроках.
С самого начала школа приучает нас к оценкам
Мало того, что они исключительно субъективны и порой рисуются для отчётности. Оценки практически сразу же становятся для большинства учащихся и родителей самоцелью.
Повторюсь, не уверен, что работать без оценок хорошо, и никого к этому не призываю. Но то, что без оценок дети прекрасно работают и освобождается много времени для полезных дел, это точно. Ведь если оценок нет, их не надо ни выставлять, ни исправлять. Каждый учитель знает, какая это морока.
- Интересно, кто-нибудь пробовал вообще не знакомить человека с понятием «оценка» в школьном смысле слова?
- Откуда берётся наша непоколебимая уверенность, что без оценок естественная заложенная природой тяга человека к познанию нового куда-то исчезнет?
Буду очень признателен, если мне кто-нибудь сможет это объяснить.
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Автор: Владимир Тер-Григорян, математик, физик, репетитор, автор бесплатных и платных книг по подготовке к экзаменам по математике, отработал в школе почти 30 лет, считает семейную форму образования единственно возможной на сегодняшний день.
Читайте другие статьи автора:
Математика в школе: что надо знать, чтобы не учить правила
Читайте статьи других авторов:
Заслуживают ли уважения школьные учителя
Ставьте 👍 и присоединяйтесь к нам, чтобы не пропускать новые статьи о СО