Очень часто начинающие художники откладывают момент покупки мольберта, используя домашнюю мебель под рабочее место. Стоит учесть немаловажный факт, что при отсутствии правильно организованного рабочего пространства, вы рискуете своим здоровьем (боль в спине, искривление позвоночника) и качеством будущей картины.
Если вы работаете дома и считаете, что мольберт займет много места, это не так. Есть компактные модели, которые имеют складную конструкцию и минимальный вес. С ними можно работать, как дома, так и на природе. Самое главное - не запутаться в ассортименте мольбертов, грамотно выбрав тот, который подойдет именно вам.
Мольберт (от немецкого "Malbrett" - доска для рисования) - механизм, к которому крепится холст, планшет, картон. Самый первый мольберт для рисования появился еще в эпоху Античности. Современные модели мольбертов эргономичны, различаются по весу и размерам, регулируются по высоте и наклону, изготавливаются из дерева, металла или пластика.
ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН МОЛЬБЕРТ?
Мольберт помогает удобно закрепить полотно, учитывая индивидуальные предпочтения художника.
- Изменение угла наклона работы - дает отличную вариативность наклона бумаги, холста или скетчбука. Большинство мольбертов имеют собственную "гребёнку" для того, чтобы каждый художник мог выставить регулировку под себя. Без мольберта работа лежит горизонтально, и при рисовании вы видите изображение с искажением из-за перспективы. Мольберт позволяет художнику увидеть свою работу максимально точно, что сказывается на качестве картины.
- Оседание пыли на картину маслом, благодаря мольберту, можно свести к минимуму. Масляная живопись, которая сохнет длительное время, в горизонтальном положении соберет значительно больше пыли, чем под углом. Если пыль осядет до полного высыхания картины, снять такой слой без повреждения, практически, невозможно.
- Масштабные работы и некоторые техники в живописи требуют от художника длительной, многочасовой беспрерывной работы. Наличие мольберта позволит вам менять положение рисуя стоя, что значительно снизит нагрузку на позвоночник.
- Работая стоя за мольбертом, вы всегда можете отойти на расстояние и оценить свою картину издалека. Это дает возможность вовремя внести корректировки в работу, улучшив картину у в соответствии со своей задумкой.
- Работая за столом вы ограничиваете формат своей работы размером стола. Мольберт позволяет работать на больших форматах, практически без ограничений, и тут все зависит от масштаба вашего замысла.
- Удобно хранить мольберт, если вы на нем не работаете, в чехле, он практически не занимает места.
ВИДЫ МОЛЬБЕРТОВ .
По назначению выделяют: художественный мольберт, выставочную конструкцию, презентационный стенд с магнитной или бумажной поверхностью и двухсторонний мольберт для рисования для детей маркерами и мелом.
В зависимости от особенностей установки мольберт бывает: настенный, напольный, и настольный или доска-мольберт для рисования.
Самое большое количество разновидностей у художественных конструкций в зависимости от типа корпуса: лира или с А-корпусом, «хлопушка», тренога, станковый, этюдник.
- “Хлопушка” - классика в мире мольбертов. Весьма приемлема по цене, позволяет работать сидя, при необходимости, занимает мало места в сложенном виде. Явные минусы - неустойчивость конструкции, отсутствие подставки под краски, и необходимость крепить бумагу на кнопки.
- “Тренога” - модели легкие, компактные, мобильные, устойчивые, но не снабжены полочками и зажимами для бумаг.
- “Лира” - универсальна для всех форматов, изготавливается из натурального дерева. "Лира" более устойчива, чем "хлопушка" или "тренога". Модель раскладывается в конструкцию, напоминающую букву "А". Для начинающего художника - это оптимальный вариант, поскольку вам удастся отрегулировать подставку "под себя". Однако стоимость "лиры" выше, чем "хлопушки" и "треноги".
- Мачтовый мольберт - по большей части, используется на выставках, за счет простоты, легкости и компактности. Однако эти модели не устойчивы, на них невозможно работать с большими форматами, менять угол наклона и уж тем более складывать.
- Станковый мольберт - является станком для живописи. Он предназначен для работ в студии и мастерской. Занимает много места, имеет внушительный вес. Дает возможность настроить поверхность под себя, устойчив, надежен и обладает высокой стоимостью.
- Настольные конструкции - подходят малогабаритным помещениям, используются в работе с малыми форматами. Легкие, бюджетные, компактные. Недостаток - скользят и неустойчивы.
- Этюдники и планшеты - предназначены специально для работ вне помещения. Конструкция представляет собой ящичек, который вмещает в все необходимые материалы. Бумага крепится либо на стенке откинутой крышки этого ящика, либо с помощью специальной рамы с регулируемым наклоном. Этюдник отличается наличием ножек, на которые ставится ящик. Достоинства данных моделей в компактности, малогабаритности, функциональности и переносимости. Однако при переноске в руке они тяжелы, использовать можно только для маленьких форматов и цена их, как правило, выше средней.
Поделюсь своим опытом, как формировалась мое рабочее место. Все начиналось с того, что я рисовала за столом, на котором мама ставила огромную чертежную доску. Наклон обеспечивала стопка книг, а бумагу тогда я крепила кнопками. Потом я перебралась на широкий подоконник, который был сделан под столешницу. За окном был потрясающий вид, что, конечно же, вдохновляло на творчество. Однако само рабочее место было не очень удобным. Когда мне подарили мой первый мольберт, это была модель "Лира", именно в этот момент я почувствовала в себе силы стать художником. Кроме удобства, это еще принесло мне истинное вдохновение. Желаю вам создать свое пространство, в котором вам будет комфортно творить и воплощать свои самые смелые идеи в жизнь.