Пророку Даниилу, который находился в вавилонском плену, и которому были даны поразительные и некоторые ключевые откровения о судьбе народа Бога, престольного города Иерусалима, об обещанном Мессии (Машиах - помазанник), о царстве Бога и судьбе человеческих царств, помимо всего этого и в контексте, конечно же, всего этого, было дано еще одно уникальное откровение: о "великом князе (вожде)", об ослепительной небесной персоне, начальнике и покровителе израильтян, по имени Михаил (именно через пророка Даниила впервые было сказано об имени этого уникального небесного покровителя израильтян (см.Дан.10:13, 20, 21; 12:1), о котором так или иначе знали еще со времен исхода евреев из Египта...).
Об этом особом ангеле-покровителе было сказано самим Богом, когда Он вывел израильтян из египетского рабства:
"Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил; Блюди себя пред лицом Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем." (Исход 23:20,21 СинП)
Далее, двигаясь по истории и тексту Писания, можно увидеть следующее:
"Иисус (Навин), находясь близ Иерихона, взглянул и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших? Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел сюда. Иисус пал лицом своим на землю и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал." (Иис.Н. 5:13-15)
Пророк Исаия незадолго до Даниила упоминает, судя по всему, этого Архангела в 63-й главе своей книги:
"Воспомяну милости Господни и славу Господню за все, что Господь даровал нам, и великую благость Его к дому Израилеву, какую оказал Он ему по милосердию Своему и по множеству щедрот Своих. Он сказал: «подлинно они народ Мой, дети, которые не солгут», и Он был для них Спасителем. Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их во все дни древние. Но они возмутились и огорчили Святого Духа Его; поэтому Он обратился в неприятеля их: Сам воевал против них. Тогда народ Его вспомнил древние дни, Моисеевы: где Тот, Который вывел их из моря с пастырем овец Своих? где Тот, Который вложил в сердце его Святого Духа Своего, Который вел Моисея за правую руку величественною мышцею Своею, разделил пред ними воды, чтобы сделать Себе вечное имя, Который вел их чрез бездны, как коня по степи, и они не спотыкались? Как стадо сходит в долину, Дух Господень вел их к покою. Так вел Ты народ Твой, чтобы сделать Себе славное имя." (Иса.63:7-14)
Это пожалуй одни из самых ключевых текстов Танаха об этом архангеле-покровителе, конечно не считая главного ветхозаветного откровения, записанного в книге Даниила.
Итак, как видно, у евреев эпохи второго храма не просто так возник интерес к небесной персоне высшего ранга... Более того, интерес был спровоцирован самим Богом, который дал им столь могущественного ангела-покровителя, и на которого обратил пристальное внимание в связи с исполнением своих обетований о царстве через пророка Даниила, незадолго до обещанного прихода Мессии (помазанника), сына Давида, сына Авраама...
В следующей части статьи мы сделаем небольшой обзор того, как развивался этот интерес в ту эпоху, и что об этом говорят различные библеисты и ученые.
(продолжение следует: 3-я часть статьи здесь: https://bibleistika-i-vse.blogspot.com/2020/06/3.html
часть 1-я данной статьи здесь: https://bibleistika-i-vse.blogspot.com/2019/12/1.html)