Найти тему

Метатрон-Михаил-Мемра(Логос). Часть 1. Введение.

Содержание:

Часть 1. Введение

Часть 2. Назад в будущее: от дней пророка Даниила до времен Исхода, и пошагово обратно…

Часть 3. Как и почему развивался интерес к Метатрону - архангелу Михаилу

Часть 4. "Слово" в Танахе, "Мемра" в Таргумах и "Логос" у Филона

Часть 5. Новозаветные христианские писатели

Часть 6. Ранняя церковь и последующие поколения

Часть 7. Итоги и заключение: Назад в будущее 2 - от самого начала в конец.

(здесь части предоставлены отдельно, ссылки в конце каждой на следующую; всю статью целиком можно посмотреть здесь: https://vk.com/@bibleistika_i_vse-metatron-mihail-memralogos или в pdf формате: https://drive.google.com/file/d/1b5GW9HsSFR4KJylhTIdoTWs7yr9LC2Tz/view?usp=sharing)

Не правда ли любопытное название статьи? Впрочем, тем кто хоть немного знаком с иудаизмом эпохи второго храма (или вообще иудаизмом и ранним христианством), оно о чем-то или о многом  говорит... Данная статья может быть интересной как специалистам в области иудаики и библеистики, так и начинающим библеистам, впрочем, как и простым верующим, особенно тем, кто придерживается иудаизма и христианства. В ней собраны разносторонние факты и цитаты, касающиеся данного вопроса,  и проводится четкая параллель и связь с Танахом (т.н. "Ветхий Завет") и Христианскими греч. Писаниями (т.н. "Новый Завет"). В статье последовательно раскрывается преобладающая мысль эпохи второго храма, соответствующая богодухновенным текстам Библии, особенно по времени ближе к разрушению второго храма и служению учителя из Галилеи, Иисуса Христа, и показывается историко-культурно-религиозный контекст написания "Нового Завета" и понимания первых христиан учения о Мессии, первородном сыне Бога.

Итак, для начала хотелось бы кратко дать пояснения о каждом наименовании, обозначенном в названии статьи:


1. Кто такой Метатрон?

"МЕТАТРОН

(евр. mĕtatrôn, возможно, от греч. Μετάτρον, «стоящий у престола»), в иудаистической мифологии (агадической и талмудической) «запрестольный ангел», ближайший к Богу, непосредственно от него получающий приказания. Сопутствующие названия - «князь предстояния» (sar happânim, букв. «князь лика Божия») и «князь мира» (sar ha'olam).
 В древнейших агадических произведениях именуется также «указующим перстом» Бога; он, в частности, с вершины горы показал Моисею землю обетованную и
шествовал впереди евреев в пустыне; он же истолковывает   Аврааму священные слова, которыми Бог сотворил мир, и обучает Моисея закону, когда тот сорок дней и ночей находится на горе Синайской. Как и архангел Михаил, с которым он отождествляется (в частности, в приведённых примерах), М. является ангелом милосердия, ходатаем перед лицом Бога за израильский народ и, подобно ему же, выступает в функции божественного писца.
В других талмудических источниках М. отождествляется с Енохом [а также с Мельхиседеком, прим. автора], которого Бог взял на небо и сделал верховным ангелом. С этим смыкается характеристика М. как перешедшего из человеческой плоти в стихию огня (т. е. ангельскую). Исходящий от него свет - это часть сияния небесного престола (являющегося исходным пунктом в образности М.), на который он один имеет право садиться (по другой версии, он сидит позади престола)... 
В некоторых источниках М. отождествляется с ангелом-покровителем всего человечества.

Лит.: Stiег F,, Gott und sein Engel im Alton Testament, Aschendorff, 1934 (Diss.);

Langton E„ The ministries of the angelic powers..., L., [1936]. М. Б. Мейлах.(Источник: «Мифы народов мира».) https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_myphology/3164 "

"Метатрон является, наряду с Шехиной, одним из «небесных посредников». Термин «Метатрон» включает в себя значения стража, господина, посланника, посредника; он — причина богоявления в чувственном мире. Метатрон наделён не только видом Милосердия, но и видом Справедливости; он не только «Великий Священник» (Кохен ха-гадол), но и «Великий Князь» (Сар ха-гадол), и «вождь небесных ратей», то есть в нём олицетворены как принцип царской власти, так и основа жреческого или понтификального могущества, которой соответствует и его функция «посредника»." (Википедия, Метатрон)

2. Кто такой Михаил?

Это имя впервые встречается в священных еврейских текстах  (т.н. "Ветхий Завет")  в 10-й главе Даниила, где о Михаиле говорится как об «одном из главных князей (начальников, вождей)». Он, как старший ангел, пришел на помощь меньшему ангелу, которому противостоял «князь Персии». Михаил был назван «князем [народа Даниила]» и «великим князем (начальником, вождем), стоящим за сыновей... народа [Даниила]» (Дан 10:13, 20, 21;12:1).

"Арха́нгел Михаи́л, Архистрати́г Михаил (др.-евр. ‏מיכאל, ивр. ‏מִיכָאֵל‏ [mixåˈʔel], Михаэ́ль — «Кто как Бог?»; др.-греч. Αρχάγγελος Μιχαήλ) — ангел, упоминаемый по имени в ряде библейских книг. Святой Архангел Михаил — главный архангел, являющийся одним из самых почитаемых Архангелов в таких религиях, как христианство, иудаизм и ислам. В православии его называют Архистратигом, что означает глава святого воинства Ангелов..." (Википедия, Архангел Михаил)

3. Кто такой Мемра(Логос) ?

"Мемра מימדא, «Маамар», מאמד — «Логос», «Слово», в смысле творческого начала слова Божьего...

...Трудно решить, насколько совпадало понятие о M. у талмудистов с тем, которым служит у нас, параллельно с божественной мудростью и шехиной, и насколько оно было под влиянием греческого термина «Логос». Последний заключал в себе и слово, и разум, и, вероятно, благодаря египетским мифологическим представлениям принимал в философской системе Гераклита, Платона и стоиков метафизическое понятие мирозиждительного и всепроникающего интеллекта (см. Рейценштейн, Zwei religionsgeschichtliche Fragen, 1901, стр. 83—111; ср. Aall, Der Logos и всю литературу о Логосе, приведенную у Шюрера; Gesch., 1, 3, 542—544). 
 Филону [Александрийскому: еврейский богослов (ок. 25 до н. э. — ок. 50 н. э.); прим. автора] Логос служил краеугольным камнем для всей его полуеврейской философской системы. Его «божественная мысль», 
«образ Божества», «перворожденный сын Божий», «царственный первосвященник», «заступник», «первообраз человека», первый ангел — явились провозвестниками христианского представления о воплощении («И слово стало плотью»). Возможно, что, именно принимая во внимание эту догму, еврейские богословы, за исключением Таргума, редко пользовались термином М. [В еврейской литературе понятию М. соответствуют, кроме шехины, еще выражения: слава Божия (בבוד ה׳) и воля Божия (דצון ה׳, חפץ); последнее мы встречаем у Гаи Гаона и особенно у Соломона ибн-Гебироля; в талмудической письменности и в посталмудической мистике ангел Метатрон, мироначальник (מטטדון שד העולם), занимает место Мемры]." (Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона, Мемра)

Итак, не трудно заметить, что между этими тремя наименованиями есть много общего, очевидная взаимосвязь. И это не случайно, конечно... Ведь все эти описания и данные построены и основаны на откровениях священного текста Танаха ("Ветхий Завет"), и среди прочих толкований и трудов иудаизма, более близки к святому Писанию, включая Христианские Писания. Можно ли последовательно проследить, откуда и как появилось у иудеев понятие Метатрон, почему его порой прямо отождествляют с архангелом Михаилом и как это связано с понятием Мемра(Логос) ? Пожалуй да, если тесно держаться богодухновенных откровений и их взаимосвязью и согласованностью между собой...

(Продолжение следует...
Часть 2-я данной статьи здесь:
ссылка

или здесь https://bibleistika-i-vse.blogspot.com/2020/01/2.html)