Экономисты продолжают обсуждать в какой степени экономические стимулы способствуют росту инфляции, поскольку в США в апреле она достигла колосальные 4,2%. Цены на пиломатериалы, сталь и полупроводники также находятся на рекордно высоком уровне, учитывая исторически низкие запасы и растущий спрос. Загруженность портов и рост транспортных расходов, тем временем, усиливают ценовое давление на фоне нехватки грузовых контейнеров, а также сокращения складских площадей.
Некоторые предприятия указывают пальцем на импортные тарифы, которые впервые были введены администрацией Трампа и сохраняются при президенте Байдене.
Изначально тарифы были предназначены для защиты американских фирм от потока дешевой импортной продукции из Китая, но некоторые производители США заявляют, что во время обострения внутреннего спроса это делает их компании менее конкурентоспособными (так как цены в отсуствии ограниченного предложения растут на внутреннем рынке и стоят как импортируемые на которые есть тарифы). Тарифы уплачиваются правительству США импортерами, а они, в свою очередь, стремятся управлять ценами на свою продукцию, предоставляя скидки, снижая расходы компании и ведя бизнес в ущерб маржинальности, чтобы сохранять свое присутсвие на рынке.
Ослабление доллара США, которому способствовали низкие процентные ставки Федеральной резервной системы, помогло китайскому юаню достичь самого высокого уровня по отношению к доллару за несколько лет. Это сделало китайские товары более дорогими для американских потребителей. Отказавшись от недавней политики невмешательства, центральный банк Китая все-таки решил обуздать свою валюту по мере её роста к трехлетнему максимуму по отношению к доллару США.
Сильный юань делает китайские товары более дорогими за границей и вызывает внутренние опасения по поводу состояния огромной экспортной машины Китая, ключевой движущей силы второй по величине экономики мира.
Тарифы на импорт из Китая — не единственные пошлины, о которых идет речь. Домостроители и законодатели призвали Байдена отменить тарифы, введенные в 2017 году на канадские пиломатериалы хвойных пород, которые являются частью многолетнего спора между двумя странами. Однако вместо того, чтобы отменить пошлину, Министерство торговли попытались удвоить сбор до 18% после того, как пришло к выводу, что канадский импорт сильно субсидируется. Окончательное решение будет принято до ноября, но тем временем тарифы по-прежнему остаются на уровне 9%, несмотря на рекордно высокие цены на пиломатериалы.
Некоторые экономисты считают, что тарифы лишь незначительно повлияли на цены и что их отмена не приведет к значительному понижательному давлению. Это связано с тем, что тарифы влияют только на тот импорт, который, как правило, составляет небольшую долю внутреннего рынка США, и не все облагаются одинаковыми пошлинами. Например, импорт стали составляет около трети от общего спроса в Америке, но поставки из Канады, Мексики и Бразилии — крупнейших экспортеров стали в США — освобождены от пошлин.
Составители: Игорь Гуревич – портфельный управляющий и Виктория Стасюлевич – редактор weknow.market