Найти в Дзене

Особенности иллюстрации для разных возрастов

Иллюстрация — это рисунок, фотография, гравюра или любое другое изображение, которое поясняет текст. Иллюстрации используются для передачи эмоций, атмосферы, визуализации героев, объектов, интерьеров, пошаговых инструкций, технические специфики. В этой статье мы будем говорить об иллюстрациях в художественных произведениях для детей.

Иллюстрации путь познания действительности для дошкольника, важнейшее средство в педагогическом процессе, а рассматривание ребёнком «картинок» в книге несёт сложное психологическое воздействие. Художник иллюстратор несёт роль посредника между читателем и автором. От его трудов зависит качество понимания текста. На иллюстратора ложиться образовательный процесс, на ряду с автором он влияет на формирование личности ребёнка. То есть иллюстрация должна не просто визуализировать сцены из книги, но дополнять их. Необходимо уделять внимание структурированию иллюстрация с учётом психологических особенностей младшей аудитории.

Создателю иллюстраций нужно выйти из своего усталого взрослого сознания и посмотреть на мир глазами ребёнка только так можно отразить актуальную для юной аудитории картину мира. Задача редактора оценить насколько хорошо иллюстратор вжился в роль малолетнего читателя, заметить и исправить не целостность образа.

Для дошкольного возраста характерна повышенное эмоциональное восприятие художественных образов. Ощущения ребенка при рассматривании иллюстрации можно сравнить с ощущениями увиденного впервые, поэтому детское воображение может поразить совершенно любая деталь. Сила воображения (из-за возраста) у детей слабее чем у взрослого, доверия к своим фантазиям намного выше. Книги должны не рассказывать, а показывать: показывать вещи, показывать связь вещей между собой, показывать природу, человека, мир и показывать их художественно, то есть творчески усвоенные. Это ни чертеж, ни протокол вещи, это раскрытие качества вещи, человека, природы и так далее в их взаимной связи. Художественный показ от нехудожественного отличается тем, что художественный показывает вещи так как их прочувствовал и понял художник.

Вместе с тем для детей раннего возраста характерны фрагментарность сознания и отсутствие способности обобщения, в частности, для них невозможно «увидеть» и оценить книгу целостно, но они могут прочувствовать ее эмоциональную настроенность. Дети просто не могут выделить основное в общей массе. Поэтому художнику приходится делать акценты на нужных местах.

Многие художники при создании иллюстраций к детским книгам руководствуются следующими правилами

  1. Концентрация образа при наибольшей простоте
  2. Образ должен быть цельным
  3. Изображённый герой должен быть хорошо прорисован
  4. Избегать нагромождений действий героя
  5. Использовать яркие и частые цвета
  6. Натуральная раскраска предмета (иначе можно просто создать у ребёнка неверное представление о предмете)
  7. Тёплые оттенки (это создаёт более подходящие условия для восприяия ребёнка)
  8. Композиция должна быть простой

Иллюстрации для детских книг  — очень важная часть в жизненном пути любого ребёнка. Они помогают составлять представления о мире и выбирать жизненные ориентиры. Создание иллюстрации очень тяжёлый и кропотливый труд!