Иллюстрация — это рисунок, фотография, гравюра или любое другое изображение, которое поясняет текст. Иллюстрации используются для передачи эмоций, атмосферы, визуализации героев, объектов, интерьеров, пошаговых инструкций, технические специфики. В этой статье мы будем говорить об иллюстрациях в художественных произведениях для детей.
Иллюстрации путь познания действительности для дошкольника, важнейшее средство в педагогическом процессе, а рассматривание ребёнком «картинок» в книге несёт сложное психологическое воздействие. Художник иллюстратор несёт роль посредника между читателем и автором. От его трудов зависит качество понимания текста. На иллюстратора ложиться образовательный процесс, на ряду с автором он влияет на формирование личности ребёнка. То есть иллюстрация должна не просто визуализировать сцены из книги, но дополнять их. Необходимо уделять внимание структурированию иллюстрация с учётом психологических особенностей младшей аудитории.
Создателю иллюстраций нужно выйти из своего усталого взрослого сознания и посмотреть на мир глазами ребёнка только так можно отразить актуальную для юной аудитории картину мира. Задача редактора оценить насколько хорошо иллюстратор вжился в роль малолетнего читателя, заметить и исправить не целостность образа.
Для дошкольного возраста характерна повышенное эмоциональное восприятие художественных образов. Ощущения ребенка при рассматривании иллюстрации можно сравнить с ощущениями увиденного впервые, поэтому детское воображение может поразить совершенно любая деталь. Сила воображения (из-за возраста) у детей слабее чем у взрослого, доверия к своим фантазиям намного выше. Книги должны не рассказывать, а показывать: показывать вещи, показывать связь вещей между собой, показывать природу, человека, мир и показывать их художественно, то есть творчески усвоенные. Это ни чертеж, ни протокол вещи, это раскрытие качества вещи, человека, природы и так далее в их взаимной связи. Художественный показ от нехудожественного отличается тем, что художественный показывает вещи так как их прочувствовал и понял художник.
Вместе с тем для детей раннего возраста характерны фрагментарность сознания и отсутствие способности обобщения, в частности, для них невозможно «увидеть» и оценить книгу целостно, но они могут прочувствовать ее эмоциональную настроенность. Дети просто не могут выделить основное в общей массе. Поэтому художнику приходится делать акценты на нужных местах.
Многие художники при создании иллюстраций к детским книгам руководствуются следующими правилами
- Концентрация образа при наибольшей простоте
- Образ должен быть цельным
- Изображённый герой должен быть хорошо прорисован
- Избегать нагромождений действий героя
- Использовать яркие и частые цвета
- Натуральная раскраска предмета (иначе можно просто создать у ребёнка неверное представление о предмете)
- Тёплые оттенки (это создаёт более подходящие условия для восприяия ребёнка)
- Композиция должна быть простой
Иллюстрации для детских книг — очень важная часть в жизненном пути любого ребёнка. Они помогают составлять представления о мире и выбирать жизненные ориентиры. Создание иллюстрации очень тяжёлый и кропотливый труд!