24,5K подписчиков

Как Ронни Джеймс Дио записал в начале 80-х свою первую трилогию убойных хэви-альбомов

5K прочитали

Альбомы «Holy Diver», «The Last in Line» и «Sacred Heart», выпущенные группой Dio в 1983, 1984 и 1985 годах соответственно – самая известная трилогия хэви-металлических альбомов первой половины угарно-музыкальных 80-х.

«Holy Diver», «The Last in Line» и «Sacred Heart» - первая, и самая убойная трилогия группы Dio
«Holy Diver», «The Last in Line» и «Sacred Heart» - первая, и самая убойная трилогия группы Dio

Не знаю, как для западных меломанов, но для наших появление на музыкальном небосклоне группы Dio было вполне логическим событием. Ронни Джеймс Дио советским рокерам был знаком не просто отлично, а фантастически отлично, потому что и Rainbow, и Black Sabbath были в СССР группами буквально культовыми, а Дио, пребывая в их составах, занимал центральное место.

Я прекрасно помню тот момент, когда у нас в конце 1983-го появился диск новой группы Дио «Holy Diver». Это было просто ошеломительно – он сразу же взлетел в местных «чартах» и стоил заметно дороже, чем лучшие на тот момент альбомы «Рэйнбоу» и «Блэк Саббэт». Масла в огонь подливало еще то, что в записи участвовали еще два известных музыканта – «рэйнбовец» Джимми Бэйн на басу и «саббэтовец» Вини Эппайс на барабанах. Правда, гитариста Вивиана Кэмпбелла до этого никто не слышал, но он так мощно сыграл на альбоме, что как бы стал звездой моментально.

Английская виниловая пластинка группы Dio "Holy Diver", 1983 г.
Английская виниловая пластинка группы Dio "Holy Diver", 1983 г.

«Holy Diver» был выпущен в мае 1983-го, и Дио не ожидал от него каких-то особенных успехов, таких, например, какие были у альбомов Black Sabbath с его участием. Однако в США дебютное творение Дио достигло целой половины успеха «Heaven And Hell», который за год стал более чем «платиновым». «Holy Diver» за это время был продан почти полумиллионным тиражом в США и более чем 100-тысячным – в Европе. Своей первой «платины» он достиг, правда, только 6 лет спустя (1989 г.), однако и это для Дио, ушедшего на вольные хлеба, было выше крыши.

На видео: исполнение песни "Holy Diver" на концерте в 1983 году

Интересный момент: дебютный альбом Ронни Дио так или иначе был связан именно с Black Sabbath. Например, первая композиция была написана им как злобный протест против увольнения его из рядов «черносубботницев», а заглавная «Holy Diver» вообще готовилась для третьего в тогдашней карьере Дио альбома «Блэк Саббат». Да и идеи ко многим другим песням готовились туда же, но после изгнания Дио использовал их по назначению – сочинил на их основе свои собственные песни.

Первый успех подстегнул Ронни Дио к дальнейшим действиям, то есть подготовке следующего альбома. Но при этом музыкант решил не мудрить чего-то нового, ранее никем не виданного, а сделать новую пластинку по шаблону хорошо «выстрелившего» дебютника. Для лучшего выражения музыкальных идей в состав взяли клавишника Клода Шнеля, который помогал группе на предыдущих гастролях. Вообще-то с клавишами в студии могли справиться и Дио с Бэйном, которые таким образом озвучили и «Холи Дайвер», но для создания более эпичного музыкального полотна потребовался отдельный клавишный профессионал.

Виниловая пластинка группы Dio "The Last in Line", 1984 г. Справа сверху - американский лейбл, снизу - английский
Виниловая пластинка группы Dio "The Last in Line", 1984 г. Справа сверху - американский лейбл, снизу - английский

В общем, к лету следующего, 1984 года, новый альбом был готов. Он получился более мощным, чем дебют благодаря тому, что Дио начал нарабатывать необходимый продюсерский опыт. По его словам, «Holy Diver» получился сырым, потому что писался в спешке, а Дио никогда продюсерством не занимался.

Но со вторым альбомом, получившим название «The Last in Line», с этим все было в полном порядке. Это оценила и публика – новое творение Ронни Джеймса Дио улучшило свои результаты в США более чем вдвое, а в Британии – втрое (23 и 4 позиции соответственно против 56 и 13 у дебютника). «Платиновый» статус (более 1 миллиона экз.) альбом получил уже не через 6 лет, а через 3 года с небольшим.

В общем, карьера Дио и его новой группы развивалась более чем успешно, по крайней мере, гораздо лучше, чем предполагал сам Дио. И, естественно, после триумфальных гастролей музыканты приступили к записи очередного альбома.

Американская виниловая пластинка группы Dio "Sacred Heart", 1985 г.
Американская виниловая пластинка группы Dio "Sacred Heart", 1985 г.

«Sacred Heart», записанный в 1985-м, был сверстан по той же кальке, что и два первых творения, и стал самым коммерчески успешным творением Dio за всю историю существования группы. Несмотря на то, что в чартах США он слетел на 6 позиций ниже предыдущего, а в Великобритании не поднялся выше, чем был, тем не менее полмиллиона экземпляров было продано аж за 2 месяца – это рекорд для группы. Правда, до официальной «платины» в США он так и не добрался, зато ураганно продавался в Канаде и Германии, а также неплохо – во всем мире, и некоторые аналитики считают, что мировую «платину» он получил уже в начале следующего, 1986 года.

Однако, как говорится у нас, не всё коту масленица, и в группе начались проблемы. Сначала ушел убойный гитарист Вивиан Кэмпбелл, затем начался спад популярности в США – на концерты стало приходить меньше слушателей, чем в былые годы. Позже Дио рассказывал, что в первые три альбома было вложено столько сил, что просто банально иссякло вдохновение. Требовался творческий перерыв, и чтобы как-то заполнить образовавшуюся брешь, группа выпустила в виде нового альбома «концертник», записанный с новым гитаристом Крейгом Голди.

На видео: 1985 год, один из последних концертов группы Dio с Вивианом Кэмпбеллом на гитаре

Новая пластинка «Intermission», выпущенная в 1986 году в варианте концертного мини-альбома, хоть и не провалилась в чартах, но все же «не пошла». Также не сильно «пошел» и четвертый студийный альбом группы «Dream Evil», записанный с Голди и выпущенный в 1987 году, но это уже совсем другая история, гораздо более, кстати, интересная, потому что включает в себя более сумбурный и разнообразный период творчества Ронни Дио и его знаменитой группы. Этот период я опишу в одной из следующих своих публикаций.

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О ДИО И DIO НА МОЁМ КАНАЛЕ:

Как Джон Бонэм из Led Zeppelin помог Ричи Блэкмору в 1976 году создать альбом Rainbow «Rising»

Rainbow «On Stage», 1977 г. ~ самый классический хард-роковый альбом громких 70-х

Black Sabbath на пике. 1980-83 годы - это последние попытки великой группы остаться на Олимпе

Wild Horses (1978-81) - супергруппа с полным звездным составом, которая так и осталась за бортом известности