Найти в Дзене
Геополитика

Россия и Беларусь могли стать одним государством?

В конце 1990-х годов Россия переживала валютно-финансовый кризис. После проведения рыночных реформ экономика просела, социальная напряжённость нарастала а люди ностальгировали по "старым-добрым" временам Советского Союза. Борис Николаевич Ельцин представлялся "разрушителем" процветания и стабильности. Он находился в безвыходном положении и для того чтобы обратить ситуацию в свою пользу он подписал с Александром Григорьевичем Лукашенко соглашение, в рамках которого Беларусь и Россия объединялись в общее государство. Несомненно, приобретение новых территорий сделало бы Ельцина "спасителем" в глазах россиян. Однако, Лукашенко, будучи расчётливым и безжалостным политиком, играл по своим собственным правилам и инициировал одну из самых амбициозных попыток захвата власти в мировой истории. Когда в июне 1991 года Борис Ельцин стал первым законно-избранным президентом России, он сразу же начал осуществлять "революционные" реформы для ликвидации советской модели плановой экономики, которой хар
Оглавление

В конце 1990-х годов Россия переживала валютно-финансовый кризис.

После проведения рыночных реформ экономика просела, социальная напряжённость нарастала а люди ностальгировали по "старым-добрым" временам Советского Союза.

Борис Николаевич Ельцин представлялся "разрушителем" процветания и стабильности.

Борис Николаевич Ельцин
Борис Николаевич Ельцин

Он находился в безвыходном положении и для того чтобы обратить ситуацию в свою пользу он подписал с Александром Григорьевичем Лукашенко соглашение, в рамках которого Беларусь и Россия объединялись в общее государство.

Борис Николаевич Ельцин и Александр Григорьевич Лукашенко
Борис Николаевич Ельцин и Александр Григорьевич Лукашенко

Несомненно, приобретение новых территорий сделало бы Ельцина "спасителем" в глазах россиян.

Однако, Лукашенко, будучи расчётливым и безжалостным политиком, играл по своим собственным правилам и инициировал одну из самых амбициозных попыток захвата власти в мировой истории.

Когда в июне 1991 года Борис Ельцин стал первым законно-избранным президентом России, он сразу же начал осуществлять "революционные" реформы для ликвидации советской модели плановой экономики, которой характерны были патернализм и общественное благосостояние.

Но все пошло не по плану.

Новая капиталистическая экономическая модель демонстрировала чудовищные результаты на протяжении большей части 1990-х годов.

Фактически, с 1991 по 1998 года Россия потеряла около 40% своего ВВП и пережила многочисленные периоды инфляции, сократившие сбережения российских граждан.

Реальные денежные доходы населения упали, тогда как уровень смертности возрос.

Дошло до того, что россияне стали полагать, что они допустили катастрофическую ошибку предпочтя капитализм коммунизму.

Люди стали все больше ностальгировать по советским временам, а Ельцин становился все более непопулярным.

К концу 1990-х Ельцин заработал себе репутацию человека развалившего некогда великий Советский Союз.

Нужно было что-то менять.

Поэтому для того чтобы ослабить народные недовольства, вызванное падением уровня жизни, и получить политические очки в борьбе с внутренней оппозицией, Кремль должен был продемонстрировать успех в отношении России с её соседями и возродить некогда братские узы.

Был разработан план, целью которого было преобразить репутацию Ельцина от "разрушителя Советского Союза" до "спасителя новой Российской Федерации"

План должен был быть решительным, наглядным и доступным для понимания общественности.

Ничто не свидетельствует о могуществе так, как территориальное расширение.

На тот момент Беларусь была единственной постсоветской республикой не относящейся скептически к интеграционному проекту с Кремлём.

По этой причину она была выбрана в качестве "испытательного полигона" для проекта Ельцина.

Подписанный в 1999 году договор о создании союзного государства между Беларусью и Россией явил собой уникальный интеграционный формат, целью которого было постепенное слияние двух государств в единое целое.

Поначалу, договор должен был обеспечивать сохранение суверенитета, территориальной целостности и конституции обеих сторон, поощряя при этом согласованность экономической и социальной политики и синхронизацию в вопросах обороны и внешней политики.

В долгосрочной перспективе, договор о создании союзного государства предусматривал создание единого парламента, исполнительного органа, введение единой валюты и подписание конституционного акта.

Все эти действия фактически вывели бы Беларусь и Россию на тропу реального объединения.

Тем не менее, в основе большей части договора лежал паритет сторон.

Были созданы правовые механизмы для обеспечения того чтобы ни одна из стран не могла принимать законодательства в одностороннем порядке, то есть Москва и Минск находились бы в равном положении.

Ни одна сторона не могла принудить другую к чему-либо.

Это был добродетельный жест, однако, условия паритета неумышленно поставили Беларусь и Россию на рельсы геополитического противостояния.

В Беларуси договор о создании союзного государства видели таким, каким он был на самом деле: попыткой России включить в свой состав Беларусь с целью усиления позиций Ельцина у власти.

Но в эту игру могли сыграть двое.

Лукашенко всегда был безжалостным политиком, однако, то, что он затеял, было самой амбициозной попыткой государственного переворота в мировой истории.

Александр Григорьевич Лукашенко
Александр Григорьевич Лукашенко

Для того чтобы понимать как Лукашенко и Ельцин дошли до этого, нужно возвратиться в 1994 год.

В то время, в начале правления Лукашенко, он был обоснованно открыт для сотрудничества с Западом.

В декабре 1994 года он подписал "Будапештский меморандум", сдав доставшийся от Советского Союза ядерный арсенал Беларуси в обмен на гарантии безопасности от государств-подписантов договора: Соединённого Королевства, Соединённых Штатов Америки и Российской Федерации.

Подписание сторонами Будапештского меморандума.
Подписание сторонами Будапештского меморандума.

Затем, в 1995 году Лукашенко подписал договор о сотрудничестве, который он считал первым шагом на пути к присоединению к европейскому сообществу.

На начальном этапе первого срока Лукашенко Беларусь была поражена гиперинфляцией.

По мере того, как экономические перспективы ухудшались, рейтинг Лукашенко стремительно падал.

Политическая оппозиция обвиняла его и его союзников в коррупции и мошенничестве и впоследствии, Лукашенко начал обращаться к Кремлю за финансовой и дипломатической поддержкой.

Политики в Минске заговорили об отдалении от Запада для более близкого сотрудничества с Россией.

В то время, в этом был определённый смыл.

Белорусская экономика тесно связанна с российской, особенно в области сырьевых материалов, сырой нефти и природного газа.

Чтобы взять под контроль гиперинфляцию, Беларусь должна была придумать что-то в сотрудничестве с Россией.

Когда союзный договор вступил в силу, он предоставил Лукашенко уникальную возможность.

Поскольку положение паритета наделяло Беларусь равными с Россией юридическими полномочиями, а неудачная политическая карьера Ельцина близилась к концу, Лукашенко полагал, что он сможет использовать договор для того чтобы заменить Ельцина и начать управлять объединённым союзным государством.

Сейчас эта идея может оказаться сомнительной, однако, одним из положений союзного договора было создание общего гражданства в России и Беларуси. Это стало бы законным основанием для выдвижения Лукашенко на пост главы объединённого государства и в 1999 году казалось, что он является наиболее подходящим человеком для восстановления СССР.

Белорусская и российская общественность считала его человеком способным к возвращению стабильности в жизни простых граждан.

Но в Лукашенко верила не только общественность.

В России была растущая политическая элита, жаждущая преобразований.

Лукашенко стал чрезвычайно популярен в российской государственной думе и заручился критически-важной поддержкой у российских олигархов, лоббистов и региональных лидеров.

Более того, шли разговоры о конституционном референдуме и объявлении досрочных выборов президента союзного государства.

Эти слухи казались все более правдоподобными благодаря тому факту, что Лукашенко ездил по российской сельской местности, путешествуя от региона к региону, собирая взносы и заручаясь поддержкой в процессе всего этого.

Фактически, он проводил предвыборную компанию.

По всем возможным признакам это выглядело так, будто Лукашенко собирался стать приемником Ельцина и подписание союзного договора наделило его правовыми полномочиями для осуществления этого.

Но Ельцин нанёс неожиданный ответный удар.

Он передал ключи от кабинета президента Владимиру Владимировичу Путину.

Владимир Владимирович Путин и Борис Николаевич Ельцин.
Владимир Владимирович Путин и Борис Николаевич Ельцин.

Амбициозный план государственного переворота Лукашенко "ускользнул у него прямо из под носа".

В следующие годы В.В. Путин быстро повернул ситуацию против олигархов, централизовав Россию под своим управлением.

Затем, он изменил свою политику по отношению к Беларуси.

Москва стала настаивать на получении компенсации за импорт Беларусью природного газа и сырой нефти по заниженным тарифам.

Затем, в 2002 году Путин выразил мнение, что единственным способом реализации концепции союзного государства является слияние входящих в состав Беларуси регионов с Российской Федерацией по примеру объединения Германии.

Этот план не удовлетворил Лукашенко, однако, Путин не хотел отпускать ситуацию.

В 2004 году Россия настаивала на проведении референдума об интеграции Белорусских территорий, а так же о выборах главы союзного государства, на которых Путин наверняка бы победил.

Попытка Лукашенко осуществить государственный переворот обернулась разгромом.

Он отклонил предложение и сделал все возможное чтобы помешать процессу.

Лукашенко определённо преуспел в этом сопротивлении, иначе сегодня Беларуси бы не существовало.

В последующие два десятилетия к теме союзного государства неоднократно возвращались, но консенсус до сих пор не достигнут.

Правовые механизмы равенства подразумевают что ни одно решение не может быть принято без согласования обеих сторон. Трудно представить себе что Москва когда-либо даст Минску равные права в социально-экономических вопросах.

В свою очередь, Беларусь не может согласиться ни на что кроме паритета, поскольку это неизбежно означало бы утрату суверенитета.

Беларусь и Россия находятся в тупике.

Миновать правовые механизмы невозможно.

Поэтому вместо этого обе стороны предпочли вести асимметричные торговые войны с использованием сырой нефти и природного газа в качестве средств политического шантажа.

По мере продвижения неформальных торговых войн, идея союзного государства утратила поддержку у народа.

Общественная ностальгия по Советскому Союзу в России была олицетворением экономического кризиса 1990-х, а современная белорусская молодёжь ориентируется на Запад, а не на Восток.

Так или иначе, союзный договор сулит крупную геополитическую награду для побудителя - присоединение территорий без военного вторжения.

Именно по этой причине дипломаты в Минске и Москве продолжают политические игры невзирая на волю народа.

Даже сегодня тема союзного государства "живёт и здравствует", главным образом из-за кризиса в Беларуси. Объявленное переизбрание Лукашенко с 80% голосов вызвало крупную волну протестов по всей стране.

Теперь Кремль использует ослабленное положение Лукашенко чтобы принудить его ко вступлению в союзное государство, и похоже, что впервые с момента подписания договора, Лукашенко идёт на уступки своим российским коллегам.