Жить в 90-е и не слышать группу «Агата Кристи» было решительно невозможно. Уставшие голоса братьев Самойловых лились из телевизоров и вещали из радио. Никого более популярного в 1995 году на нашей сцене не было. Конечно, существовали авторитеты в лице Юрия Шевчука или Вячеслава Бутусова, и они собирали свои огромные залы, но эти люди всё-таки ассоциировались с 80-ми. «Агата Кристи» же были чем-то свежим, даром, что до их невероятного взлёта было выпущено несколько альбомов. И первые свои шаги на большую сцену они делали тоже в 80-х.
Если сравнивать творчество группы до альбома «Опиум» то можно обратить внимание, что часто автором музыки или слов был старший Самойлов. Младший Глеб же до записи диска «Позорная звезда» рассматривал вариант с сольной карьерой. Старший брат же к слову какое-то время работал с Вячеславом Бутусовым и в качестве гитариста ездил с ним на гастроли. В итоге восхождение к всероссийской славе началось в 1993 году, а в 1995 году случился настоящий прорыв. И на несколько лет раздумывать о сольной карьере Глеб прекратил, завязнув в гастролях, записях, наркотиках и алкоголе.
В первой половине нулевых годов от былого успеха группы уже не осталось ничего и, в общем-то, они уже были в статусе рок легенд. Наверное, в подобной ситуации действительно заниматься каким-то сольным творчеством Глебу Рудольфовичу было незачем. Но как часто и бывает, всё изменила политика. В какой-то момент взгляды на жизнь и творчество братьев разошлись настолько, что дальнейшее существование группы оказалось невозможным.
И лично я тут вижу интересный момент. Конечно, стадионы как в 90-е группа уже не собирала, но свой верный слушатель у неё был, и кататься с гастролями братья могли бы вместе до пенсии. Выезжая на старых хитах и раз в пятилетку выдавая какой-то новый материал. Это если смотреть с одной стороны.
Но если попробовать посмотреть с другой, то честно говоря, их последний альбом привлёк внимание публики лишь по причине распада группы. Без их финального тура никто и не обратил бы на него внимания. Настолько он оказался неинтересным и безликим. То соревнование в виде песен, которое устроили братья на последнем диске у меня кроме разочарования и скуки не вызвало ничего. Хотя ведь до этого у них получалось создавать какую-то неповторимую магию.
И я рискну предположить, что к концу нулевых годов Глеб наконец-то стал снова тяготиться статусом большой звезды играющей на больших площадках одни и те же песни. Явно те песни, которые ему хотелось играть не нравились старшему брату и потому-то, и родилось решение разойтись в разные стороны.
Не могу сказать, что наша рок сцена что-то потеряла с распадом группы. Опять же возвращаясь к последнему альбому «Эпилог» можно смело утверждать, что такая «Агата Кристи» была никому не нужна. Не интересовала она публику, не интересовала она и братьев. И может быть, даже лучше было вовсе не выпускать последний альбом. Так хотя бы сохранилась бы какая-то интрига. Но альбом был выпущен, отыгран последний тур и дороги братьев разошлись.
Мне интересны ощущения человека, который больше двадцати лет играл в одной группе и примерно мог предугадать, чего ждать от концерта. Вот сейчас толпа будет кричать «Давай как на войне». Дальше потребует «Сказочную тайгу» или какой-нибудь «Декаданс». А тут вдруг на него сваливается абсолютная свобода и он больше не играет старые песни.
Не сомневаюсь, что первые концерты нового проекта Глеба проходили в напряженной атмосфере. Публика явно требовала старый материал, но он-то как раз и ушёл из группы, что бы играть только новое. Судя по его высказываниям, ушёл он и потому, что ему надоело играть на больших площадках, а он хотел клубной атмосферы для ста человек. В общем-то, его желания сбылись. От группы, собиравшей по две-три тысячи человек, он пришёл к коллективу, который больше трёх сотен человек не собирает.
При этом надо отдать должное тому факту, что своя аудитория у Глеба всё же сформировалась. Он регулярно выступает и катается в туры. Если бы не было аудитории, то явно он не выступал бы. Примеры людей, которые не собрали, а растеряли своего слушателя, имеются. Тот же Василий Шумов из группы «Центр» или Михаил Борзыкин из «Телевизора». Глеб же умудрился занять свою нишу.
Про андеграунд же я не случайно сказал в заглавии. Ведь новые песни Глеба не крутят по радио. Он не мелькает как раньше на центральных каналах. И по большому счёту так андеграунд и должен выглядеть. Он имеет свою аудиторию, но не лезет в мейнстрим и варится в собственном соку.
К сожалению таких же примеров на нашей сцене почти больше и нет. Зачем же понадобилось Глебу выбирать такой путь вопрос хороший, но мне кажется, ответ тут прост. В первую очередь он всегда был поэтом, а не дельцом. А поэту часто бывает не по пути с массовой аудиторией. И у меня вызывает уважение выбор Глеба. Далеко не каждый музыкант у нас готов отказаться от уже имеющейся славы и полностью изменить свой стиль. И выбрать вместо больших площадок маленькие залы.
У меня же на сегодня всё. Спасибо вам за внимание и до новых встреч.