Найти тему
Материк книг

Лёля с Минькой и компания: спорные методы воспитания в книгах и в жизни

Оглавление

Читая книги, поневоле обращаешь внимание на то, как воспитывали детей, какие наказания применяли, как общались.

Хотя люди, в целом, не меняются, отношения между ними и методы воспитания, к счастью, изменились. Гуманизм медленно, но верно, побеждает. Хочется на это надеяться.

Розги

В русской классике самый популярный метод - физические наказания. Розги, стояние на горохе. Причем это касалось даже царей. Но я буду приводить примеры только из классики.

Первым, конечно, приходит на ум Горький с его "Детством", где тема побоев на каждой странице. Там описаны страшные вещи, полная дикость. Но не только в среде бедняков применяли такие методы. В "Детстве Темы" Гарина-Михайловского сына избивает дворянин.

Наказание розгами, пощечины, удары линейкой и прочее применялись в учебных заведениях. Практически в любом произведении, посвященном детским воспоминаниям, есть упоминание побоев. Даже у Льва Толстого в "Детстве" есть услышанный им разговор на балу об этом.

После революции 1917 г. в учебных заведениях были запрещены телесные наказания. Среди родителей тоже проводилась работа о недопустимости подобных мер. Воспитывали коллективом. В семьях же встречались изобретательные родители, которые усвоили, что пороть - нельзя. Но выдумывали изощренные методы психологического давления, которые сейчас признаны также чрезмерными.

Отречение и игнорирование

В начале 20 века в детской литературе встречаются "отрекающиеся" родители. Например, в рассказе Носова "Огурцы" мать, объявляя сына вором, говорит ему, чтобы немедленно отнес или "ты мне не сын". В "Динке" Осеевой мать, желая показать недопустимость жестокого поступка, совершенного 5-летней девочкой, изображает дикий шок и повторяет "ты не моя дочка", "ты злая девочка, я не хочу такой дочери". При этом лицо у нее холодное и чужое. Динка в ужасе думает, что мама никогда не будет любить ее.

-2

А вот что говорит Ирина Млодик, психолог про метод игнора:

-3

Запугивание

У Тэффи в рассказе "Преступник" 5-летний мальчик украл карандаши. Увещевания не помогли. В итоге придумали целую историю с полицейскими ищейками, которые уже бегут по лестнице и вот-вот отгрызут вору все пальчики. Мальчик ужасно испугался и намочил штанишки. Но красть перестал.

В быту же запугивание всяческими бабайками, милиционерами, в итоге имело обратный эффект.

Демонстративное дарение вещей ребенка

У Зощенко в книгах про Лёлю и Миньку (кладезь всяких ситуаций воспитательных) в рассказе "Ёлка" дети пробираются к ёлке и едят сладости, развешенные на ней. Приходят гости, обнаруживается надкусанное яблоко:

-4
— Лелю я поставлю в угол носом, а тебе я хотела подарить заводной паровозик. Но теперь этот заводной паровозик я подарю тому мальчику, которому я хотела дать откусанное яблоко.

Дальше там еще веселее. Мама слово за слово ссорится с гостями, проявляя чудеса непоследовательности. Папа выговаривает маме, что она неправильно воспитывает детей и в конце вдруг выдает:

Моментально ложитесь спать. А завтра все игрушки я отдам гостям.

Мать всех выгнала, а игрушки он тем не мене отдаст гостям. Чудеса логики! Ну и конец вообще за гранью добра и зла. Подбавил, так сказать, Зощенко поучительности:

И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно весёлый и добродушный.

Последняя фраза - аццкое вранье. Ведь все знают, что у Зощенко была тяжелая депрессия.

В книге "Дорога уходит в даль" А. Бруштейн папа тоже дарит чужим бедным детям куклу, подаренную между прочим дочери на день рождения, потому что она, якобы, хвасталась:

Так вот, пришла я к бабушке и дедушке, посадила свою чудесную говорящую куклу на окно (квартира была во втором этаже) и вдруг вижу - под окном, во дворе, собралась кучка девочек. Как зачарованные, они не сводят глаз с моей куклы. Я приподняла куклу, чтобы девочки могли лучше рассмотреть ее, стала поворачивать куклу так, чтобы они могли разглядеть ее со всех сторон. Потом стала тянуть за шнурочки, чтобы кукла "заговорила". Девочки смеялись, одна захлопала в ладоши, другие подхватили. Вдруг чья-то рука резко вырвала у меня куклу. Я обернулась - позади меня стоял папа, и такой злой, рассерженный, что я обомлела. С сердцем выхватив у меня куклу, папа размахнулся, чтобы вышвырнуть ее в окно на вымощенный камнями двор.
- Яков! Разобьешь...
Это подоспела бабушка. Она крепко держала папу за руку.
Папа опомнился. Посмотрел на меня, на куклу, на девочек во дворе. И вдруг, словно обрадовавшись, крикнул в раскрытое окно:
- Девочки! Бегите сюда, скорее!
И когда девочки вбежали в комнату:
- Вот, девочки, моя дочка дарит вам куклу. У нее есть дома другая.

Где хвастовство было? Я не вижу, например. Просто показала, поиграть хотела.

Предпочтение одного ребенка в семье другому

Этим "страдает" бабушка Лели и Миньки у Зощенко. Она обожает Миньку и не любит Лелю. Ему она дарит монетки, выбирает лучшие пирожные. Демонстративно. Зачем?

-5

Родители вроде как в этом не замечены. Но в рассказе "30 лет спустя" Леля, желая получить немного внимания, как вечно болеющий Минька, изображает, что проглотила бильярдный шарик. Когда обман раскрылся, родители, дескать, совершенно не понимают, почему она так поступила

Мама сказала:
— Это ненормальная и даже сумасшедшая девочка. Иначе я не могу ничем объяснить её поступок.
Папа никогда нас не бил, но тут он дёрнул Лелю за косичку и сказал:
— Объясни, что это значит?
Леля захныкала и не нашлась, что ответить.
Папа сказал:
— Она хотела над нами пошутить. Но с нами шутки плохи! Целый год она от меня ничего не получит. И целый год она будет ходить в старых башмаках и в старом синеньком платье, которое она так не любит!

Так и хочется сказать: вы серьезно??

Несправедливость

Этим страдают многие книжные и реальные родители. Происходит такое явление, думаю, от того, что ребенка до сих пор многие считают "недочеловеком". Вот вырастешь, сначала чего-то достигни и т.д. и т.п. Т.е. человек сам по себе для них не самоценен, важны лишь его заслуги.

-6

Целая книга Пановой "Сережа" посвящена этой теме по сути. Я писала о ней статью на этом канале. "Дядя Петя, ты дурак?" - самая известная из книги и фильма фраза. Это говорит Сережа, когда дядя обманул его, дав фантик вместо конфетки.

Высмеивание

Особенно перед другими. Об этом можно прочитать у Драгунского в рассказе "Надо иметь чувство юмора", где папа при однокласснике рассказывает о сыне нелицеприятные вещи, а когда тот плачет от обиды в коридоре заявляет ему: "надо иметь чувство юмора"!

-7

Можно продолжать еще долго. Подробно я писала практически о каждой из упомянутых книг (по синим ссылкам можно перейти на статьи).

Хорошую фразу сказал Гребенщиков в одной из песен: "Я ушел от закона, но так и не дошел до любви". Вот так и в СССР - ушли от "закона" (Домострой с его розгами) но дошли ли до любви?

А сейчас? Дошли до любви?

В каждой моей статье мне возражали и упирали на то, что сейчас детоцентризм. И это, дескать, не та любовь. Я вообще про детоцентризм не согласна. Мы куда-то идем. Порой совершаем те же ошибки.

Но мне непонятна позиция некоторых людей, не терпящих никакой критики. Для них эти все методы прямо священны. Есть категория людей, которая живет по Ницше: "что не убивает, делает нас сильнее". Люди, равняющиеся на "Молодую гвардию", - это не для вас статья. Остальных приглашаю к дискуссии.