1999 г.
Марина была так влюблена в Петра и так доверяла ему, что буквально за несколько дней до свадьбы подписала себе приговор, ой простите, брачный договор! По условиям брачного договора, она полностью лишалась права собственности на имущество, совместно нажитое в период брака с Петром.
Марина, как и многие жёны, занималась ведением домашнего хозяйства и воспитанием сыновей.
А тем временем Пётр вёл предпринимательскую деятельность, являлся соучредителем ряда крупных коммерческих организаций. Приобрёл на своё имя ДЕСЯТЬ земельных участков, БАНЮ площадью 190 кв.м., мотоцикл BMW, доли в уставных капиталах в ВОСЬМИ ООО, а также акции акционерных обществ. И ещё жилой дом в деревне оказался, и денежные средства на счетах в банках.
Спустя 18 лет …. 2017 г.
Супруги развелись. Пётр «в шоколаде». А Марина с детьми переехала к своим родителям. Но родители, умудрённые опытом, сказали дочке: «Марина, давай подадим в суд! Попробуем признать брачный договор недействительным!»
Лишь в процессе судебного разбирательства Марина узнала о составе приобретённого в браке и принадлежащего на праве собственности Петру имущества. Она даже представить себе не могла, насколько они были богаты. Поэтому исковые требования впоследствии уточняла, в частности, просила суд произвести раздел совместно нажитого имущества.
Борьба предстояла не лёгкая…. Марина во всех инстанциях твердила, что брачный договор ставит её в крайне неблагоприятное положение (п. 2 ст. 44 СК РФ). Показывала суду, что на неё какие-либо объекты не оформлены, дети собственниками жилых помещений не являются. Иного имущества, перешедшего к ней по условиям брачного договора, она не имеет!
Суд первой инстанции в иске отказал, применив последствия пропуска срока исковой давности по заявлению Петра (ведь брачный договор заключён 23 июня 1999 г.). Кроме того, по мнению суда, Мариной не доказано обстоятельство крайне неблагоприятного положения. При этом суд посчитал, раз Марина лично добровольно подписала брачный договор, значит, она знала об его условиях.
Апелляция согласилась, однако, посчитала ошибочным вывод о пропуске срока исковой давности, но решения суда первой инстанции оставила без изменения, а жалобу без удовлетворения!
ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ признал вынесенные судебные постановления незаконными:
- Реализация супругами права по определению режима имущества и распоряжения общим имуществом путем заключения брачного договора не должна ставить одного из супругов в крайне неблагоприятное положение, например, вследствие существенной непропорциональности долей в общем имуществе либо лишения одним из супругов полностью права на имущество, нажитое в период брака.
- Доводы Марины правовой оценки в судебных постановлениях не получили.
Дело было направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.