Найти тему
TurNav

Сможет ли Россия заблокировать YouTube? Трудно не заметить, что российское государство начало новую кампанию против YouTube

Сможет ли Россия заблокировать YouTube?

Трудно не заметить, что российское государство начало новую кампанию против YouTube. Роскомнадзор вчера «рекомендовал» российским СМИ не использовать эту платформу, так как она, дескать, ограничивает свободу слова российских журналистов (опустим все причитания по поводу того, как эту свободу ограничивает сам Роскомнадзор — и так понятно).

Параллельно прогосударственные журналисты высказывались с критикой этой платформы: «Мы страна победившей американской цензуры. В нашей стране — американская цензура, которая, вообще-то, запрещена Конституцией», — возмущалась Маргарита Симоньян. «Политическая цензура YouTube уже совсем озверевшая. А мы делаем вид, что это нормально, принимая распространение их правил на нашей территории», — негодовал Дмитрий Киселев. А с ними еще десятки «патриотических» блогеров и журналистов меньшего калибра.

О том же говорят и на официальных площадках. На «круглом столе» в Общественной палате РФ заместитель гендиректора ВГТРК Андрей Кондрашов предлагал «заставить их [YouTube] уйти с нашего рынка».

У российских пропагандистов, окологосударственных журналистов и «патриотических» медиа есть основания обижаться на YouTube: за последние несколько месяцев пострадали их несколько крупных проектов. В июне был удален канал «Царьграда», в сентябре фильм «Беслан» получил стартовую заглушку YouTube о «материалах, которые могут шокировать пользователей», в ноябре то же самое случилось с фильмом Russia Today «Выборы на фоне протеста» про беспорядки в США.

Попытки Роскомнадзора и государственных медиа представить это в качестве актов специальной «антироссийской цензуры» могут ввести в заблуждение людей несведущих. На самом деле YouTube регулярно применяет баны и маркировки к самому разному контенту, не только российскому. Речь может идти о политическом контенте (скажем, расистах или конспирологах из QAnon) или просто «чувствительном» контенте, например, опасных пранках и челленджах. Иногда достается и оппозиционным либеральным журналистам, в том числе в России. Так, недавно были удалены два ролика Майкла Наки, которого сложно заподозрить в симпатиях к российской власти.

Думаю, вопрос блокировок — лишь повод обвинить YouTube. Истинная причина негодования российской власти и пропаганды в том, что на этой платформе стремительно развивается альтернативная информационная среда. Через пару-тройку лет она грозит окончательно добить российское телевидение, доверие к которому и так снижается год от года. И суперзвезды вроде Дудя и Парфенова, и видеоблогеры поменьше, насыщают YouTube общественно-политическим контентом, который ужасно не нравится российской власти. И она сейчас никак не может на это повлиять. Процесс нецентрализованный и стихийный. Условный Владимир Соловьев проигрывает конкуренцию условному Юрию Дудю: когда у аудитории есть реальная свобода выбора, она предпочтет более искренний и содержательный контент, а не агрессивные истерики госпропагандистов. Последние имеют высокие рейтинги, только когда переключать некуда.

Если не получается победить, нужно закрыть. Но реально ли это сделать? Думаю, что на данном этапе российская власть все-таки на это не решится. Если бы дело было только в политическом контенте, то в Кремле бы и полминуты не думали. Но лишить ютуба десятки миллионов аполитичных граждан, которые смотрят там детские мультики, кулинарные программы и автомобильные шоу — значит настроить против себя слишком много людей. Российскую альтернативу YouTube представить сложно, все попытки создать ее ничем хорошим не закончились.

Наверное, нынешняя кампания против YouTube — скорее попытка вынудить платформу к диалогу, получить хоть какие-то рычаги влияния на нее. Исход предположить не берусь. Хочется надеяться, что в конечном счете во власти победит здравый подход: нужно все-таки бороться за информационное влияние не репрессивными мерами, а хорошим контентом, более уважительным отношением к зрителю и отказом от тупой пропаганды, которая на конкурентном поле не работает.