Найти тему
Гафуров Фергат

Ложный путь советского самолетостроения накануне и во время Великой Отечественной войны

Об отсталости советской истребительной авиации накануне и в начале войны не написал только ленивый. И немалую долю ответственности возлагают на военных, которые якобы не принимали достойные самолеты и промышленность была вынуждена выпускать устаревшие модели.

Чтобы понять все переплетения предвоенных лет стоит заглянуть в самое начало 30-х годов. Начинается строительство новых авиационных и моторостроительных заводов, Ускоренными темпами строятся учебные, грузопассажирские и транспортные самолеты, принимается на вооружение истребитель И-16 и ТБ-3, наиболее современные и успешные на тот момент самолеты. Но уже становятся очевидными две вещи. Советский союз, несмотря на индустриализацию и создание современной промышленности в ближайшее десятилетие будет в роли догоняющих, из-за отсутствия опытной конструкторской школы, отсутствия обученного персонала и дефицита легких сплавов. Во вторых становится очевидным, что увеличение скоростей можно достигнуть только увеличением массы двигателя и как результат увеличением массы всего летательного аппарата, что невозможно до бесконечности.

В тот же период все громче стала о себе заявлять реактивная тематика и уже первые ее результаты показали огромные перспективы. Был создан реактивный научно-исследовательский институт . В его недрах собрали ведущие ученные по данным исследованиям. Но также в обязанности института входила координация всех исследований реактивным полетам в стране, что позволяло собирать и анализировать все передовые достижения. Отдел летательных аппаратов возглавлял Королев. Под его руководством велись работы по крылатым ракетам и ракетопланам. Для исследования реактивных двигателей была создана летающая лаборатория РП-318( ракетоплан) . Буксируемый самолетом он должен был взлетать , включать двигатель и после отработки топлива планировать на аэродром.

Но далее умирает от инфаркта министр тяжелой промышленности Орджоникидзе, арестован Тухачевский, идут чистки в РНИИ. арестованы Королев и Глушко. Реактивная тематика уходит на второй план,а у некоторых руководителей становится и вовсе изгоем. В авиастроении начинает рулить команда состоящая из дилетантов и конструкторов. Начинается погоня за истребителем Мессершмитта. Именно погоня, выжимая из существующих двигателей всё возможное и ратуя на появление более мощного. На дворе был 1937- год, до войны оставалось четыре года.

И параллельно , фактически на добровольных началах, энтузиасты при поддержке отдельных директоров заводов и организаций продолжают вести работы по реактивным двигателям. В 1939-м Меркулов создает первый в мире прямоточный реактивный двигатель. И даже представляет ее комиссии и которая дает положительный отзыв. А далее.... ничего . Только помощь директора ОСОАВИАХИМА, выделившего самолет И-15 бис,не позволила работе вовсе затеряться. В результате испытаний самолет добавлял в скорости с подвешенным прямоточным двигателем всего 50 км.ч, что комиссия подсчитала недостаточным. До войны оставалось три года. И только перед самой войной, когда стало понятным, что погоня за Мессершмиттом проиграна, Яковлев пытается установить двигатели Меркулова на свой Як , с тем же самым результатом.

Но в недрах реконструированного РНИИ продолжаются работы по ракетоплану и в феврале 1940-го года проводят первые испытания буксируемого планера РП-318 с жидкостно-реактивным двигателем, достигнув скорости 160 км.ч Ведутся также работы по установке твердотопливных ускорителей на Бомбардировщик ТБ-7 и получают феноменальные скороподъемность и укороченный пробег. Казалось бы все это должно дать пищу к размышлению, что что-то делается не так, но..

Архип Михайлович Люлька ведет работы по разработке двухконтурного реактивного двигателя и имеет все шансы сделать прорыв, но с началом войны его эвакуируют из Ленинграда в Челябинск, где он работает на танковом заводе. В 1942-м, когда приходят новости, что Германия испытала реактивный самолет, о нем вспоминают и казалось бы вот начинается новая реактивная эра... но представленный в 1943-м вместе с Гудковым штурмовик с реактивным двигателем, заворачивают как несвоевременный.

Начинается война и советская авиация встречает ее на устаревших моделях самолетов, да и современные образцы уступают лучшим самолетам вермахта. В это время к Сталину прорывается Болховитин и предлагает начать строительство ракетного перехватчика БИ-1, созданный на базе разработок реактивного научно исследовательского института, и получив добро уже через полгода начинает испытания. А еще через год, весной 1943-го года, параллельно с испытаниями поступает заказ на изготовление 30-ти перехватчиков. но далее происходит катастрофа. погибает летчик . ЦАГИ продувает модель самолета и определяет причины и пути ее исправления. Но проект закрывается, хотя каждый день погибает сотни летчиков и самолетов. В конце войны мы все же догнали Мессершмитт по скорости и даже перегнали, но в результате оказалось проиграли в гонке реактивной. И уже по окончании войны пришлось копировать немецкий слабосильный Jumo и покупать лицензию английского Ролс ройса.

А надо то было всего навсего разделить реактивную тематику, как это было сделано В РНИИ, от поршневой авиации и не ущемляя одних в пользу других вести параллельные разработки. Было понятно изначально, что еще маломощные, находящие в зачаточном состоянии реактивные двигатели , не в состоянии значительно ускорить тяжелые поршневые самолеты, с огромным лобовым сопротивлением. Но создав легкие планеры, как это предлагал Королев и воплотил в жизнь Болховитин, возможно достигнуть прекрасных результатов. Да БИ-2 был несовершенным аппаратом, способным развивать огромную скорость только в течении считанных минут, но именно этой скорости хватало, чтобы заработали на оптимальной мощности реактивные прямоточные двигатели Меркулова. Благо вес БИ-2, в снаряженном состоянии в два с половиной раза был меньше самого скоростного на тот момент истребителя ЯК-1, и позволял компоновать в связке различные двигатели. А был еще легкий САМ-9 "Стрела"Москалева, со стреловидным крылом, спроектированный под реактивный движитель. Но все эти проекты отметались как ненужные или доходили только до стадии экспериментов. И когда как одну из причин называют нехватку мощностей, как минимум лукавят. Пермский авиационный завод, фактически три года, не был загружен заказами и занимался выпуском деталей для сельскохозяйственной техники. Планеры первых образцов реактивных аппаратов была в состоянии собрать бригада плотников в столярной мастерской. Но увы не сложилось...

Вся беда в том, что отечественные конструкторы поршневой авиационной техники попытались за счет реактивных разработок заткнуть дыры своей беспомощности, а когда не получилось, объявили реактивные двигатели несоответствующими моменту.

Комментируйте, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.