Несколько лет назад подарила мне одна ученица картину под конец учебного года. Сама её нарисовала (на холсте и маслом) по воспоминаниям об одном из неформальных понятий. Живут на свете учителя истории, которые прибегают к так называемой Великой цепи крика при объяснении ученикам и студентам, например, причин революций. К таким учителям отношусь и я.
Можно придираться к деталям картины сколько угодно. Почему Деникин? Что за манифест? Почему русские крепостные похожи на средневековых крестьян в Англии? Но это не главное. Главное - то, что ученица верно передала схему Великой цепи крика.
Кстати, Великая цепь крика - это игра слов. Гораздо более известным понятием является Великая цепь бытия, составленная в средние века схоластами-католиками, в которой на вершине восседает Бог, чуть пониже - ангелы, потом - люди и так до самых неодушевлённых камней и деревяшек.
Великая цепь крика держится на чётком понимании каждого сверчка своего шестка и на смиренном согласии людей рангом пониже терпеть обиды и унижения (крики) от людей рангом повыше, которым тоже может влететь, но, естественно, от людей ещё более высокого ранга. Один царь-батюшка кажется подотчётным только Господу Богу.
Конечно же, Великая цепь крика - это обычный феодализм с иерархией вассалов и лордов, в которой лорды сами могут быть вассалами по отношению к людям чином повыше, и называются такие сложные отношения по-английски subinfeudation. Для того чтобы принцип subinfeudation стал понятным и моим ученикам (а мы его проходим на уроках древней истории), на помощь мне приходит Великая цепь крика:
Царь может орать на бояр, а те в ответ не могут. Бояре могут орать на своих холопов, а те тоже не могут огрызаться в ответ. Холопы могут орать на своих жён, которые могут орать на детей... И так далее вниз по цепочке.
Дойдя до детей, мои ученики понимают subinfeudation ещё лучше. Например, старшеклассник может (условно говоря - в частной американской школе) орать на семиклассника. Тот - на третьеклассника. Третьеклассник - на первоклашку. А первоклашка - только на белочек и ящериц в рамках замкнутой школьной цепи.
Иногда Великой цепи крика достаточно оборваться всего лишь в одном звене, чтобы произошла революция. Например, английский король Карл Первый полагал, что можно было давить на Палату общин сколько угодно, даже собирая налоги в обход депутатов, но среди депутатов оказались упёртые пуритане с закваской Оливера Кромвеля, которые начали огрызаться в ответ - вплоть до гражданской войны (в середине XVII века) и обезглавливания самого короля. Доорался.
Задача любого руководителя - сохранять Великую цепь крика и, тем самым, свою власть. Если подчинённые в каком-то звене цепи начинают огрызаться на вышестоящих, надо узнать, почему. Может быть, подчинённые утратили право орать на нижестоящих? Если так, то тоже - почему?
Гнев народный, направленный вверх, надо всегда уводить вниз, чтобы избежать социального взрыва. Если внизу орать больше не на кого, надо поискать получше. Если же действительно все внизу осознали свои гражданские права и начали их качать, то самое время тогда впускать каких-нибудь нелегалов.
Вот на этих бедолаг и надо переключить внимание низов, чтобы те не считали себя низами, винили во всём понаехавших и, самое главное, не огрызались больше в сторону начальства, "старающегося" решить иммиграционный кризис. Стараться же начальники будут самозабвенно, выделять огромные деньги на борьбу с беззаконием, произносить пламенные речи, обещать низам горы и...
...ничего не менять в Великой цепи крика, потому что от неё-то и зависит стабильность в обществе. Даже низы интуитивно это понимают.
Спасибо, что дочитали статью до конца. Жмите палец вверх и подписывайтесь на канал. Если есть желание поддержать канал бренным металлом, жмите сюда. До новых встреч!