Найти тему

Деловая поездка на стратегическую сессию в Баку принесла: 1️⃣ Лучшего в мире гида, Фуада Ахундова и кучу его историй о Баку (бра

Деловая поездка на стратегическую сессию в Баку принесла:
1️⃣ Лучшего в мире гида, Фуада Ахундова и кучу его историй о Баку (братья Нобели, нефтедобыча, боевые гидропланеристы, зороастризм, мусульманское женское образование, любовь и трагедии).
2️⃣ Знание об азербайджано-советском пианисте-джазмене Вагифе Мустафа-заде — послушай его, он скрестил джаз с мугамом, специфическим азербайджанским жанром.
3️⃣ Совместную работу со светским шаолиньским монахом Ши Синми родом из Италии.
4️⃣ Вновь красоту того, как люди раскрывают свой мир в мелочах.

Еду в такси до аэропорта Гейдара Алиева, болтаем с водителем Рашадом, молодым трёхъязычным азербайджанцем с университетским образованием. Конечно, про политику, уже давно перешли на «ты». В потоке речи Рашад говорит «...иншалла!» («если пожелает Аллах») и пытается продолжить мысль про волю Аллаха, говорит про него «Он...», и подвисает на пару секунд. Смотрит на меня и продолжает: «...или Она? Не знаю, как по-русски».

Тут я в моменте крепко прифигел. Мы тут в своей русскоязычной культуре не врубаемся, насколько в исламской культуре Аллах един. Он настолько един, что средний образованный мусульманин даже не задумывается о Его роде или поле.

Конечно же, я ответил Рашаду — какая разница, называй как хочешь, Аллах един. Альхамдулиллях! 🙏

В аэропорте зашёл в книжную лавку и купил в полёт томик неизвестного мне иранского философа-шиита и преподавателя Али Шариати «Фатима есть Фатима». Для иранской исламской книги выпуска 1971-го года это выглядит как суперфеминистический текст о роли женщины в меняющемся мире, где ломается религиозный традиционализм, а на смену ему предлагается только капиталистический потреблятский образ. Вот чем заканчивается книга.

«Я захотел сказать, что Фатима — дочь великой Хадиджи, но осознал, что это не Фатима. Я захотел сказать, что Фатима является дочерью Мухаммада (да благословит Аллах его и род его!), но увидел, что это не Фатима. Я захотел сказать, что Фатима — супруга Али, но понял, что и это не Фатима. Я захотел сказать, что Фатима — это мать Хасана и Хусейна, и вновь осознал, что это не она. Я хотел сказать, что Фатима — это мать Зейнаб, но понял, что и это не описывает её полностью.

Да, всё это верно, но вместе с тем, перечисленное не является Фатимой;

Фатима есть Фатима!» 🙏