Каждый фильм Андрея Звягинцева — это событие. В смысле художественном, этическом, социальном и даже политическом. Его творчество вызывает как восторг, так и неприятие. Но оно совершенно точно не оставляет никого равнодушным, ведь «не убаюкивать зрителя» — сознательный режиссерский выбор.
Андрей Звягинцев по образованию актёр — окончил актерский факультет Новосибирского театрального училища в 1984 году и актерский факультет ГИТИСа в 1990 году. В 80-х играл на сцене Новосибирского ТЮЗа, в 90-х снимался в кино и сериалах: вы могли видеть его, например, в комедии «Ширли-мырли», в сериалах «Королева Марго» и «Каменская» (в шестой серии первого сезона).
«Возвращение»
Хотя режиссёрский дебют Звягинцева состоялся в 2000 году в коротком метре, известность ему принёс его первый полнометражный фильм «Возвращение» (2003). Два мальчика растут, не зная своего отца. И когда он неожиданно возвращается, они даже не узнают его. Потом следует странное путешествие двух подростков и взрослого мужчины, которое для последнего заканчивается трагически.
Фильм получил две «Ники», трёх «Золотых орлов», двух «Золотых львов» (как лучший фильм и за лучший режиссёрский дебют) и ещё три специальные премии Венецианского кинофестиваля, а также номинацию на «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке.
«Елена»
В 2007 вышел его второй фильм «Изгнание», номинированный на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля, но получивший лишь серебряную премию за лучшую мужскую роль, которую исполнил Константин Лавроненко. А на родине его не оценили: из пяти номинаций на «Нику» фильм не получил ни одной.
Но уже следующий его полнометражный фильм «Елена» (2011), вышедший в 2011 году, повторил и в чём-то даже превзошёл успех «Возвращения»: четыре «Золотых орла», четыре «Ники» и приз жюри Каннского кинофестиваля в конкурсной программе «Особый взгляд».
Фильм стал определенной вехой в творчестве режиссера — авторское кино понятное всем. Драма об убийственной силе материнской любви. Об апокалипсисе, происходящим в конкретной человеческой душе.
«Левиафан»
Эта лента стала не просто известной, а скандально известной. Зрители разделились на тех, кто считал фильм «чернухой», и тех, кто увидел правду жизни в истории библейского Иова на материале современной России.
На самом деле произошла очень грустная вещь — возникшая вокруг картины скандальная полемика затмила одно из самых интересных творений российского авторского кино.
«Золотой глобус» за лучший фильм на иностранном языке, «Золотая пальмовая ветвь» за сценарий на Каннском кинофестивале, номинация на «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, четыре «Золотых орла».
«Нелюбовь»
Очень серьезное кино (и в социальном смысле тоже) с хорошей актерской игрой. Супруги в процессе развода так заняты взаимными претензиями и планами на новую жизнь друг без друга, что уже и забыли, что 12 лет назад дали жизнь их сыну. И вот есть мальчик, который оказывается не нужен собственным родителям. Который осознает, что его не любят, что он — досадная помеха.
Можно было бы сказать, что это самый безысходный и страшный фильм Звягинцева, если бы не линия волонтеров поисковой группы, которые по сюжету разворачивают спасательную операцию пропавшего ребенка.
Номинация на «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке и аналогичные номинации на «Золотой глобус» и премию Британской киноакадемии. «Сезар», приз жюри Каннского кинофестиваля, «Золотой орёл» за режиссуру.
Фильмы Андрея Звягинцева могут нравиться или нет, но несомненно то, что этот режиссер уже вписал свое имя в историю мирового авторского кино.