Мы хотели написать статью про клише и шаблоны из клише и шаблонов, но это уже слишком шаблонно. Так что давайте простыми словами поговорим о паразитах, которые отравляют тексты и превращают их в очередной незамеченный инфоотброс.
Можно сыпать терминологией, но всегда проще объяснить, опираясь на ощущения. Итак, бывало ли у вас такое, что после прочтения текста чётко осознаешь - это писал копирайтер, который берет за свою работу очень мало? Ему наплевать на этот набор слов без малейшего смысла. И на заказчика, очевидно, тоже.
Вообще рассадник клише и шаблонов часто объясняется тем, что копирайтеру все равно на эффективность текста. Он работает «на поток». Ведь гораздо проще написать про «гибкую систему скидок», «значительные результаты» и «индивидуальный подход», чем поговорить с клиентом и узнать, что:
- максимальная скидка 15% появляется уже после 3-го месяца обслуживания;
- в этом году компания стала золотым партнером Битрикс;
- к каждому клиенту сразу прикрепляется личный менеджер.
Чувствуете разницу? Клишированные фразы не значат ничего, они пустые, неконкретные. Мало того, что они не несут в себе пользы - их уже давно не видит человеческий глаз. Пользователь пробегает глазами по тексту, тщетно пытаясь выцепить что-то важное…но увы, «высокого уровня сервиса» недостаточно для продажи и повышения лояльности.
Хуже шаблонного текста, который напрасно занимает место на сайте, могут быть только клише-лгуны.
«Уникальная возможность попробовать кальян на грейпфруте» - серьёзно? А куда после такого текста деваются тысячи других заведений с подобной услугой? Попробуйте последить за этим клише - лишь в 1% из 100% предлагаемая возможность ДЕЙСТВИТЕЛЬНО уникальная.
Или «Наш кофе подарит вам хорошее настроение на весь день!». Представляете лицо офисного клерка, который заходит в кофейню в 6 утра, чтобы продержаться пару часов до следующей чашки? Такой штамп можно использовать, только если вместе с чашкой вы дарите деньги/выходной/путёвку на море/и дальше под потребности.
Врага надо знать вдоль и поперек, поэтому приведем ещё несколько примеров самых популярных клише:
- окунитесь в атмосферу;
- откройте для себя;
- взаимовыгодное сотрудничество;
- гарантия качества;
- гарантированный результат;
- любой степени сложности;
- высококвалифицированные сотрудники;
- высокое качество по низким ценам;
- нас рекомендуют;
- динамично развивающаяся компания;
- огромный опыт работы;
- широкий ассортимент;
- демократичные цены;
- квалифицированная помощь;
- мы знаем толк в…;
- стало визитной карточкой.
И много чего ещё.
Почему клише - страшная вещь?
Во-первых, это дурной тон, демонстрация безграмотности и отсутствия вкуса. Клишированный текст выглядит дёшево и накладывает такой отпечаток на весь бренд. Особенно странно это видеть на сайтах рекламных агентств - ну камон, коллеги, вы должны были сражаться со злом, а не примкнуть к нему.
*Интересно, эта фраза уже считается шаблонной?*
Во-вторых, такие тексты неэффективны с технической стороны. Глубина просмотров и время на сайте уменьшаются, конверсия сильно падает. Сейчас алгоритмы поисковиков уже не удовлетворишь горой ключей в тексте, акцент сместился на пользу и уникальность материалов. Делайте выводы.
Как избавиться от клише?
- Пользуйтесь сервисами для проверки «чистоты» текста. У всех на слуху вполне заслуженно находится «Главред». Он вычленяет в тексте стоп-слова (языковой мусор, штампы, канцеляриты и т.д.) и выставляет оценку по 10-балльной шкале. Главное, не увлекаться - помните, что это робот, и включайте критическое мышление.
- Добавляйте конкретики в виде цифр и фактов. Не «Лидер рынка», а «1-е место в рейтинге Brand Finance Global». Не «Расширили географию продаж», а «Открыли ещё 5 магазинов в Екатеринбурге и Тюмени». Гораздо информативнее же!
- Упрощайте фразы, превращая их в слова. «Косметические средства» - косметика, «усилия не остались не замеченными» - «усилия заметили» и т.д. Такой приём делает текст более упругим и читабельным.
От клише никто не защищен: они прочно сидят у нас в подкорке, да и многие обороты переходят в разряд шаблонов слишком стремительно. Но одно знаем наверняка: если вы заказываете сайт в MediaMint, за тексты вам стыдно точно будет!