Левый и правый юмор в России: Долгополов против Щербакова. Как наши политические взгляды отражаются в шутках, над которыми мы смеемся.
Саша Долгополов и Леха Щербаков – два очень интересных и специфичных комика , каждый из них полная противоположность другого. Оба сейчас в мэйнстриме, правда, каждый - в своем. Темы, на которые они шутят абсолютно полярны: Долгополов любит касаться политики и интеллектуальных тем, а Щербакову отлично удаются шутки-высмеивания, шутки-передразнивания, юмор ниже пояса из серии «дети на карусели раскрутили спящего бомжа» (реально существующая шутка Щербакова, о которой он рассказывал Юрию Дудю).
Леха Щербаков начал выступать в стендапе на ТНТ, стал там постоянным комиком, всеобщую популярность обрел, когда начал сниматься в шоу на YouTube «Что было дальше» (далее: ЧБД) вместе с еще несколькими комиками.
Его амплуа – «тупой и прямой чувак с традиционными ценностями и понятиями». Он сам постоянно называет себя тупым, шутит над своей недалекостью и это так часто подхватывают остальные комики из ЧБД, что это стало уже мемом. У Щербакова свой YouTube-канал, на котором он часто выкладывает влоги с гастролей и намеренно злоупотребляет фразой «это видеоблог».
Алексей Щербаков / Источник
Он пользуется большим уважением у тех, кто называет себя «нормальными пацанами», его шутки чаще всего понятны и просты, но это совсем не значит, что они плоские: это юмор без глубокого проникновения. Чаще всего он иронизирует над бытовыми темами, делает смешные зарисовки семейной жизни, рассказывает о своем детстве и детстве своих сыновей. В ЧБД у Щербакова довольно агрессивный стиль подколов над гостями, запретных тем «ниже пояса» для него почти нет.
Саша Долгополов – парень из Воронежа, который в студенчестве увлекся стендапом как особым жанром комедии, и изучил его «по книжкам» в самом хорошем понимании: он рассказывал, как отсматривал выступления именитых стендаперов, чтобы понять, какие именно приемы и ходы они используют. Кстати, он ушел из универа, чтобы заниматься комедией.
После участия в открытых микрофонах его заметили и оценили, он стал выступать в Stand Up Club #1 и участвовал в YouTube-шоу «Порарз Бирацца». Саша нашел свою публику и его сольные выступления стали собирать полные залы.
Александр Долгополов / Источник
Своеобразным признанием остроты его тем стал интерес, который к нему проявили правоохранительные органы, из-за чего комик всерьез обеспокоился и даже был вынужден на какое-то время покинуть страну.
Иногда кажется, что шутками Щербакова можно проверять человека на снобизм, а шутками Долгополова – на общую эрудированность и свободу мысли.
Кто-то может подумать, что Щербаков просто пересказывает реальность, которая нас окружает, мол, где здесь еще и смеяться. Но осознает комик это или нет, он неплохо расставляет «болезненные» акценты на особенно острых темах. Собственно, так случилось с его монологом про школу. Болезненная тема для всех родителей школьников? Еще бы, дайте два!
А в абсурдном шоу на YouTube «Перелезаем через заборы с Алексеем Щербаковым» смешно обыграна тема братков 90-х и дурацких ТВ-передач с тупыми советами. И да, когда он просто падает с забора, это тоже смешно. Как комик он больше раскрывается даже не в стендапе, а в своих влогах на YouTube, когда он задает парадоксальные и глупые, невежливые и невежественные, неловкие и дурацкие вопросы окружающим людям и, таким образом, вовлекает и в свой «театр абсурда», и в комедию положений. В этих влогах он юродствует и лицедействует, размывается грань между его личностью и образом.
Иногда мне кажется, что у Щербакова просто снят фильтр ограничений, он озвучивает то, что хоть раз думал каждый, просто боялся/стеснялся сказать. В этом его искренность и ненаигранность.
Сам про себя он говорит: «Многие считают, что через юмор надо доносить важные вещи, но это не ко мне, у меня чисто поржать и до свидания». И в юморе так тоже можно.
Вокруг столько проблем: экология и Грета Тунберг, несправедливо разный уровень дохода, ущемление в правах, вымирание биологических видов и коронавирус. Если постоянно рефлексировать на эти темы, сам станешь одной болевой точкой. Вот Щербаков и не рефлексирует, и это его принципиальная позиция, позиция отрицания, невовлечения, местами игнорирования. Это защитная реакция его юмора на внешние раздражители. Если угодно, смехогигиена. Слишком много контента и информации вокруг, слишком много людей, которые рассказывают «про важное», просят подписать петицию и открывают глаза. И феномен Щербакова – ответ на этот «передоз». Давайте просто посмеемся над какашками и пинками под зад, как в старые добрые времена.
Алексей Щербаков / Источник
Да, часто его юмор «по понятиям». По понятиям сильных и агрессивных (в России вообще сложно жить, если ты слабый). По понятиям тех, кому важна стабильность и традиционные ценности, у кого не принято открыто говорить о своих чувствах, но принято говорить «у нас так не принято». Кто привык быть правым и отстаивать правые ценности: исполнять долг и обязанности, соблюдать традиции, с опаской относиться ко всему новому и, особенно, западному, стремиться к порядку. И, в конце концов, кто сказал, что весь юмор обязан быть реакционным, передовым, политическим?
А если и обвинять шутки Щербакова в недалекости и эксплуатации стереотипов, то начинать надо с «тупых американцев» Задорнова.
Шутки же Долгополова - в какой-то степени академичны, они вдумчиво написаны, все его выступление имеет композицию, очередность шуток заранее предопределена, темы подобраны очень аккуратно и деликатно.
В интервью Дудю Саша Долгополов признался, что юмор Щербакова – то, с чем он пытается бороться с помощью своей комедии, а когда он заявил, что нельзя шутить над и без того ущемленными в правах людьми, я подумала: «Ха! И про что вообще тогда ты будешь шутить?». А посмотрев его выступления, убедилась, что он и вправду обходит большинство стереотипных тем, но при этом умудряется остаться смешным и нетривиальным. Наверное, в этом его мастерство: шутить в рамках своей системы ценностей. А ценности эти больше левые - свобода, равенство, братство, права, реформы, диалог.
Его слегка безразличный стиль повествования, гнусавый голос, нерасторопность, затяжные паузы для аудитории – все это очень непривычно и забавно. И тоже смешно. Он много шутит про политику, религию, свою биполярку и отношения, у него эдакий «юмор миллениалов».
Его неординарная личность и абсолютное несоответствие «канонам успешности» делает его шутки еще более странно-смешными.
Говорят, что все люди смеются и плачут над одним и тем же. Плачут, может, и да, но наши юмористические предпочтения с потрохами выдают нас и наши взгляды, чаяния, желания, пристрастия и ценности. А мы-то думали, что все это про «просто поржать».