Найти в Дзене

Россия vs Америка: различия высшего образования

Требования при поступлении - первое очевидное различие американской и российской систем высшего образования. В России абитуриентов отбирают на основании их школьной успеваемости и результатов централизованного тестирования по тем предметам, которые являются наиболее важными для того или иного факультета. В Америке успешных абитуриентов обычно отбирают на основании трех принципов: их школьной успеваемости, рекомендаций учителей средней школы и результатов тестирования по Scholastic Aptitude Tests (SATs). Одним словом, требования к поступлению остаются одним из очевидных различий между российской и американской системами высшего образования.

Академическое ядро составляет второе разительное отличие американской и российской систем высшего образования. В России учебный план и учебная программа тщательно проработаны и строго организованы для каждого факультета. В США же студенты имеют возможность выбирать курсы, то есть варьировать учебные планы. Главное преимущество этого пункта - уникальное образование, которое получает каждый студент. Кроме того, выбирая только некоторые конкретные предметы, можно избежать возможности упустить свое призвание. Кроме того, в российских вузах учебные планы вводят специализацию с первого года обучения, она определяется заранее. Для сравнения, американские студенты определяют свою специализацию с третьего года обучения; они могут легко сделать это после поступления в университет. Одним словом, академическое ядро - одно из очевидных различий американской и российской систем высшего образования.

Третье очевидное различие между организацией процесса обучения в российских и американских вузах - это методы оценок и зачетов. Если в России студент может получить зачет по каждому предмету в конце каждого семестра, то в США студент изучает четыре-пять предметов в течение семестра, и его успехи оцениваются с помощью контрольных работ, проектов, посещения семинаров. Таким образом, американские студенты получают свои кредиты. Каждый предмет имеет определенное количество кредитов, которые начисляются после успешного завершения курса. В большинстве университетов и колледжей типичный курс составляет три или четыре кредитных часа. Два или три лабораторных периода обычно считаются равными одному кредитному часу. Большинство студентов проходят 10 курсов за учебный год, и обычно им требуется четыре года, чтобы получить степень бакалавра, состоящую примерно из 40 трехчасовых курсов или 120 кредитов. В американской системе высшего образования кредиты за учебную работу могут передаваться между университетами. Кроме того, каждая часть работы студентов получает оценку по пятибалльной шкале, причем буквы обозначают уровни достижений (от A, которая является наивысшей оценкой, указывающей на превосходное выполнение, до F, обозначающей провал), по сравнению с цифрами в российской системе оценки. В целом, оценки и баллы разительно отличают системы высшего образования в России и США.

Еще одним важным отличием этих двух систем высшего образования является система степеней, присуждаемых в российских и американских университетах. Степень бакалавра, присуждаемая сначала в США, обычно требует четырех лет академического обучения сверх аттестата о среднем образовании; степень магистра требует одного или двух лет углубленных курсов и семинаров. Докторская степень, высшая академическая степень, приравнивается к кандидату наук, филологу и т.д., и эта степень присуждается первой в российских университетах. Российская высшая степень, степень доктора наук, не имеет аналога в американской системе академических степеней. Одним словом, система степеней, присуждаемых в российских и американских университетах, в этих двух странах совершенно различна.

Еще одним ярким отличием этих систем высшего образования является финансовая помощь студентам. Если российские университеты не предоставляют студентам финансовой помощи (российская стипендия выплачивается ежемесячно государством), то американские студенты, которым нужна сумма денег на обучение в колледже, могут подать заявление на ее получение и получить часть грантов (гранты не нужно погашать, часть из которых может поступать из нескольких источников: федеральных, штата, частных стипендий, стипендий колледжа), часть займов (погашаются после окончания колледжа) или часть работы (колледжи обычно ожидают, что студенты, получающие помощь, заработают часть необходимых им денег, работая летом в кампусе). В заключение следует отметить, что финансовая помощь делает системы высшего образования в России и США разными.

Следует отметить, что большая часть культурной и развлекательной жизни в университете создается и проводится самими студентами. И в США, и в России за внеучебную деятельность отвечают студенческие союзы. Однако отношение к этой деятельности в обеих странах разное: если в США спортивные, музыкальные и другие достижения студента сильно влияют на процесс обучения, то в России отдых и развлечения - это другая сторона школьной жизни, помимо работы. Кроме того, тщательная организация внеучебной деятельности в США, а именно половая сегрегация в братствах и сестричествах или включение в расписание встреч клубов, делает их гораздо более популярными среди студентов, чем в России. Одним словом, внеучебная жизнь студентов сильно отличается в России и США.

Наконец, что не менее важно, американская и российская системы высшего образования отличаются в отношениях студентов и преподавателей. В России эти отношения носят исключительно академический и официальный характер. К преподавателям обычно относятся с большим уважением, и существует строгая граница между студентами и преподавателями внутри университетов и даже за их пределами. В отличие от этого, в США отношения между преподавателями и студентами гораздо более неформальные. Разговор по телефону с преподавателем - вполне обычное дело, равно как и вовлечение преподавателей во внеучебную деятельность. Действительно, отношения студентов и преподавателей остаются одним из очевидных различий между российской и американской системами высшего образования.

В итоге, принимая во внимание все вышеперечисленные факты, можно констатировать, что они отличаются по многим важным аспектам: структура и организация, правила и традиции. Однако, в связи с тем, что российская система образования претерпевает значительные изменения, со временем они могут стать более похожими.