Министерство здравоохранения направило в Союз медицинского сообщества «Национальная Медицинская Палата» проект приказа об особенностях проведения в 2021 году процедуры аккредитации. Напомним, что в соответствии с приказом ведомства от 8 января 2021 г. № 58н года проведение периодической аккредитации установлено с 1 июня 2021 года. Союз же должен до 1 июня 2021 года озвучить свою официальную позицию по положениям документа.
Процедура аккредитации и необходимые документы
В разработанном ведомством законопроекте представлена схема организации процедуры:
- дистанционно осуществляется подача документов;
- федеральный аккредитационный центр проводит их техническую проверку;
- оценка портфолио осуществляется центральной аккредитационной комиссией.
Согласно проекту приказа, медицинскому или фармацевтическому специалисту необходимо будет предоставить следующий пакет документов в федеральный аккредитационный центр:
- заявление о допуске к аккредитации специалиста
- отчет за последние 5 лет о профессиональной деятельности аккредитуемого (в него войдут сведения об индивидуальных профессиональных достижениях и сведения об освоении программ повышения квалификации);
- копия документа, удостоверяющего личность (если была смена фамилии, имени, отчества также предоставить копию документа, подтверждающего факт изменения);
- при наличии копию сертификата или свидетельства об аккредитации специалиста;
- копии документов о ВПО/СПО образовании и о квалификации (также допустима выписка из протокола заседания государственной экзаменационной комиссии);
- копии документов об образовании и (или) квалификации, которые подтверждают освоение программ повышения квалификации;
- при наличии копию трудовой книжки или сведения о трудовой деятельности (возможно также предоставление иных документов, если они подтверждают наличие стажа медицинской или фармацевтической деятельности), о военной и иной приравненной к ней службе;
- копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (для иностранных граждан и лиц без гражданства – при наличии).
Документы необходимо направить либо заказным письмом с уведомлением, либо через портал НМО. Допустимы как сканы документов, так и их фотографии.
Портфолио
В большинстве случаев медицинскому специалисту при периодической аккредитации предстоит один этап - портфолио. Если же специалист предоставляет незаверенный отчет, то ему назначается дополнительное испытание – решение ситуационных задач, которое будет проводиться дистанционно. В своем проекте приказа Минздрав также определил структуру портфолио, которая включает три компонента:
- сведения об освоении программ повышения квалификации;
- заверенный отчет о профессиональной деятельности (однако же формы отчета пока нет);
- дополнительные сведения об обучении при наличии.
При этом в документе нет четких критериев оценки портфолио. Но указано минимальное количество часов, необходимое для прохождения процедуры - не менее 144 часов. Есть также разбивка - освоение программ повышения квалификации не менее 108 часов и иные образовательные активности в суммарном объеме не менее 36 часов.
Неподписанный отчет: что делать?
Как отмечалось ранее, медицинским и фармацевтическим специалистам необходимо предоставить отчет о своей профессиональной деятельности. Документ должен подписать руководитель (заместитель руководителя) на текущем месте работы. Если же аккредитуемый на момент подачи портфолио временно не работает по специальности, то ему следует обратиться к работодателю по последнему месту работы. Также предусмотрена возможность обращения к руководителю профессиональной некоммерческой организации.
А в случаях, когда у медицинского или фармацевтического специалиста нет возможности подписать документ у бывшего работодателя или у профессионального сообщества, ему необходимо подать в комиссию отчет с указанием причин, по которым он не смог подписать документ. В законопроекте указывается, что таких лиц будет ожидать дополнительный этап аккредитации – решение ситуационных задач.