Морская торговля
90 % товаров нашего потребления идут из моря (одежда, мебель, товары первой необходимости, электротехника). Все это перевозится в контейнерах, вместимость которых примерно 22 тонны. Мировая торговля практически зависит от экипажа в 20 человек, которая перевозит корабли с 20-24 тысячами контейнеров из одной страны в другую. За один год трафик составляет 811 миллионов ящиков. В мире есть до 180 миллионов контейнеров. И их стало не хватать
В чем же проблема?
Все началось со времен пандемии или точнее с того момента, как Китай вышел из нее. К маю 2020 года Китай практически справился с коронавирусом и начал снова увеличивать обороты производства. Как раз к этому времени другие страны только начали вводить ограничения, конечно же, это привело к снижению темпов производства. С одной стороны Китай, который готов торговаться, с другой стороны страны, в которых начинают возрастать потребление электроники, мебели, масок, санитайзеров и перчаток. Все эти товары в основном производятся в Китае. Так Китай активно начинает заниматься экспортом, отправляя в разные страны миллионы контейнеров с продуктами и товарами. Но ящики идут из Китая, а обратно не приходят. Большинство стран и по сей день находятся в неблагоприятном положении, тогда же все было намного сложнее. Получается, что работники на карантине, предприятия создают небольшое количество товаров, следовательно, товары не идут на экспорт, а морские порты функционируют медленно. Поэтому контейнеры, обратно в Китай не приходят.
Было:
Корабль с 5 тысячами игрушек плывет из Азии в Америку, а оттуда берет контейнеры с соей и плывет обратно. Так контейнеры перегоняются из одной страны в другую. Так было, когда был баланс
Стало:
Контейнеры не возвращаются в Азию, они просто складируются в морских портах Америки и Европы, а корабли возвращаются с небольшим количеством контейнеров. Товары в Азии просто некуда упаковывать.
В итоге стало происходить то, что происходит при дефиците, цена за транспортировку одного контейнера уже в августе стала превышать 2000 долларов, когда обычная цена колебалась от 1000 до 1500 долларов, но это оказалось ничто по сравнению с нынешней ценой. К маю 2021 года транспортировка одного контейнера стоит 5726 долларов. И это только цена средняя по миру. Но стоимость перевозки контейнеров из Америки и Европы в Азию, колеблется от 500 до 1500 долларов. Получается, что перевозчики получают прибыль, только когда перевозят товары из Азии в Европу. Поэтому они не ждут, когда их корабли наполнят в морских портах Азии и Европы
И среди хауса с нехваткой контейнеров, взлетом цен перевозок, появляется корабль EVERGIVEN, который садится на мель в Суэцком канале, на неделю. К вниманию через Суэцкий канал проходит около 12% мировой торговли и 30% всех контейнеров. В день через этот канал проходит 51 корабль или от 3 до 9млрд долларов товара. Этот недельный простой тоже повлиял на рынок.
Что с этим делать.
Китай начал доплачивать за пустые контейнеры, перевозчикам, но это особо не изменило ситуации. Тогда приходит идея просто производить новые контейнер, но 82% производства контейнеров приходится на Китай, производители тоже не дураки, начали повышать стоимость контейнеров. Как всегда в этом кризисе не пострадают производители контейнеров, арендодатели контейнеров, перевозчики, все издержки будут оплачивать простые потребители, т.е. мы. Конечно же, России это тоже коснулось, цены на сахар повысились на половину, на подсолнечное масло в четверть
Контейнерный кризис пройдет не скоро, по прогнозам все стабилизируется только к 2024 году. Так что стоит затянуть пояса и попытаться подготовиться к росту цен