Найти в Дзене
Краснодарские Известия

Неочевидные образы в фильмах Миядзаки: учимся понимать искусство

Оглавление

Для российского зрителя, не знакомого с культурой Японии, многие моменты в фильмах Хаяо Миядзаки кажутся совсем непонятными. "Краснодарские известия" разобрались, что они значат и зачем художник добавляет их в свои произведения.

Уборка и бумажные человечки

Герои Миядзаки очень часто сталкиваются с необходимостью наводить порядок и избавляться от грязи. Это связано в том числе и с синтоизмом, где центральное место занимает очищение. Так, в «Моем соседе Тоторо» и «Ведьминой службе доставки» героини приводят в порядок старые дома, а Тихиро в «Унесенных призраками» очищает купель духов. При этом художник отлично изображает и чудовищную грязь, и – с особым смаком – чистоту после.

С мотивом очищения связаны также бумажные фигурки, которые преследуют Хаку – героя «Унесенных призраками». Их прообраз – хитогата – бумажные человечки, используемые в синтоистском обряде Великого очищения. Во время обряда человек пишет на фигурке свое имя, дует на нее и затем кладет ее в стопку таких же фигурок других людей. Затем жрец бросает всех хитогата в реку. Считается, что бумага забирает все несчастья и болезни.

Призраки, духи и боги

Герои «Унесенных призраками» приезжают в заброшенный парк развлечений. На пути они встречают тории – деревянные ворота, обозначающие вход в синтоистское святилище. И существа, населяющие парк, не призраки, а ками – божества синтоизма, олицетворяющие природу: камни, горы, реки. Более могущественные ками отвечают за урожай или солнце.

-3

Такие боги могут жить в древних деревьях или камнях – люди выделяю дома духов специальным жгутом из рисовой соломы с бумажными лентами. Героиня аниме «Мой сосед Тоторо» обвязывает таким жгутом старое камфорное дерево – домик духа Тоторо.

Кроме ками, которые могут быть благосклонны к человеку и которых человек уважает, есть еще мононокэ – наиболее близкий синоним из русской культуры для них – черт или демон. В «Принцессе Мононокэ» много персонажей, непосредственно мононокэ в этом произведении – черные черви, появляющиеся на теле тех героев, кого охватывает ярость.

А главный ками здесь – Хозяин леса: олень с человеческим лицом, который ночью превращается в огромное полупрозрачное существо. Для японцев этот сильный образ имеет несколько значений: мир и процветание, защита путников и дайдарабочи – великан, который не считается с людьми и даже питается ими.

Свиньи и проклятья

Тема превращения человека в свинью встречается в работах мастера не однократно. Это говорящий и яркий образ, но он не столь очевиден, как мы привыкли думать. Впервые человек-свинья появляется в «Порко Россо» и становится главным героем. Там герой насылает на себя проклятье сам из-за ненависти к себе.

-6

А вот персонажи «Унесенных призраками» превращаются в свиней не по собственному желанию. Наказание они получают за свою жадность и присвоение чужого – согласно буддизму, в следующей жизни за такое человек перерождается в животное. Спасает их Тихиро, их дочь, которая по началу обижена и зла на родителей за такое поведение, но научившись быть терпеливой, прощает родителей. В буддийских легендах родители часто получают шанс на новую жизнь только благодаря тому, что их прощают дети.