Первая вещь, которую я именно что прочувствовал и сущностно заинтегрировал на Демчоге. Человеческий ум (интеллект) — это слуга. Он устроен и работает как очень-очень предупредительный, высококлассный слуга. Но в отличие от слуг, он всегда занимает всё предоставленное ему пространство. Если функция господина теряется, то ум захватывает «центр управления полётами», и происходит ахтунг. Руминации, прокрастинация, панические атаки, депрессии, и всё такое.
Роль ума (интеллекта) как слуги, как инструмента, заключается буквально в нарративном создании реальности из какой-либо роли. Если я сейчас играю роль отца, я рассказываю себе о себе с помощью ума и сгущаю реальность отца. Если я играю роль тренера, я рассказываю себе о себе с помощью ума и сгущаю реальность тренера. И так далее.
Несколько месяцев назад я поймал это ощущение, не до конца проснувшись, и начав дорассказывать себе сон. Когда я дорассказывал себе историю, это создавало картину сна. То есть, текстоцентричный Пелевин со своим iPhuck 10 совершенно точно описал нарративо-центричность (или знако-центричность) ума. Вообще ум (интеллект) фундаментально сопряжён со знаковыми системами, с языком.
Возврат к отношениям с умом как слугой требует выхода за пределы ума. Если ум это слуга господина, а «я это не мой ум», то кто же тот «я», который является господином? Также такие отношения требуют тотальной благодарности уму за всё, что он делал до этого, даже если он принёс кучу боли в прошлом. Ум не виноват, что господин ранее не выполнял свои функции.
До смешного доходит, когда в уме нет необходимости, а он предлагает варианты решения каких-то проблем «там и потом», а не «здесь и сейчас», мне приходится несколько раз его благодарить внутри себя, гладить его по голове с отцовской нежностью, «ты ж мой хороший, спасибо тебе, мы справимся, всё будет хорошо, но прямо сейчас нам это не нужно»... И ум уползает обратно отдыхать — всё ж нормально.
Зато в конкретные ограниченные моменты интеллектуального творчества (прямо как сейчас, когда я пишу этот текст) ум можно выпустить на свободу, где он с наслаждением играет конкретную предложенную ему роль, вспыхивая раскрывающейся самоосвобождающейся мандалой смыслов, обобщений, дихотомий и тому подобного.
Первая вещь, которую я именно что прочувствовал и сущностно заинтегрировал на Демчоге
4 июня 20214 июн 2021
11
1 мин