3,9K подписчиков

Civilization 6: чем она хуже и лучше прошлых частей 🗺️

6,4K прочитали

В целом «шестерка» похожа на предшественниц, но имеет ряд новых механик - удачных и довольно спорных

Шестую "Цивилизацию" любят и не любят - но она есть и успешно развивается
Шестую "Цивилизацию" любят и не любят - но она есть и успешно развивается

Sid Meier's Civilization – очень старая серия игр. И, как обычно и бывает с такими сериями, она пытается угодить и «олдскульным» игрокам, которые полюбили ее за самые первые игры, и новичкам. Что логично – чтобы зарабатывать, необходимо привлекать новую аудиторию. При этом некоторые «старички» в процессе заигрывания с ньюфагами могут и «отклеиться» - но к этому разработчики относятся философски, им важнее смотреть в будущее.

И Civilization 6 – игра, которая не только (и не столько) попыталась продвинуть вперед развитие серии, но и постаралась сделать ее привлекательной для широких масс – игроков, которые до этого таких зубодробительных экономических игр побаивались.

Получилось ли? Давайте разбираться. 🔍

Районы, кварталы, вампиры, сектанты

Когда шестая «Цивилизация» только вышла и начинала развиваться, многие сведущие люди говорили о том, что чисто геймплейно она не так уж сильно отличается от «пятерки». И в принципе это действительно было так. Однако за прошедшие годы «шестерка» обросла таким количеством уникальных механик, что пятой и не снилось. Правда, не все они оказались одинаково удачными.

Система районов оказалась действительно интересной. Освоение территорий стало более взвешенным, поскольку каждая клетка теперь может пригодиться под какое-то конкретное здание, район или Чудо света. Так что, если в «пятой» мы в основном просто решали, в каком порядке отряд рабочих будет застраивать клетки, то теперь приходится задумываться о том, стоит ли вообще трогать тот или иной «квадрат». Правда, добавился некоторый «рандом», связанный с тем, что у оппонента рельеф местности позволяет строить практически все чудеса, а у тебя выбор сильно ограничен.

От рельефа карты зависит все будущее развитие - какие Чудеса света вы сможете строить, сколько науки будет приносить район кампуса и так далее
От рельефа карты зависит все будущее развитие - какие Чудеса света вы сможете строить, сколько науки будет приносить район кампуса и так далее
Можно долго перечислять нововведения – систему губернаторов, темные и золотые века, стихийные бедствия, возможность сделать из варваров город-государство. Но все эти механики лишь дополняют геймплей и вносят в него разнообразие, не являясь чем-то определяющим.

А вот самые последние нововведения – вампиры, сектанты и даже герои – наводят на очень неприятные мысли (хоть их и можно отключить). Такие вещи уместнее смотрелись бы в формате мода или отдельного режима, но вводить их в основную игру – странное решение. Когда по карте ходят Дракулы и Гераклы, то… извините, но всерьез к происходящему относиться трудно, и ни о какой историчности речи тем более не идет. И, если это какой-то новый тренд Firaxis, то за Civilization 7 становится по-настоящему тревожно.

Такие смешные диктаторы

По атмосфере бьет и решение сделать шестую часть «мультяшной». Понятно, для чего это было сделано – чтобы снизить градус пафоса серии, сделать ее более демократичной и тем самым привлечь новую аудиторию. «Смотрите, эти диктаторы такие смешные! Вы можете за них поиграть». А заодно – чтобы портировать игру на мобильные устройства. И ничего плохого в этом всем в принципе нет. Карикатурные Клеопатры и Ганди хоть и выглядят забавно, но имеют свой характер и мимику, так что нормально воспринимаются в качестве персонажей.

Карта хоть и стала похожа на что-то вроде настольной игры и стала более схематичной, за счет неплохой графики все равно выглядит вполне приятно – лучше, чем уже устаревший визуал прошлых «Цивилизаций». И это весомый аргумент в пользу того, чтобы играть именно в «шестерку».

Клеопатра - один из самых харизматичных лидеров в "шестерке"
Клеопатра - один из самых харизматичных лидеров в "шестерке"

И все-таки нельзя не сказать, что такое решение очень сильно ударило по атмосфере серии. Когда ты начинал партию в Civilization 5, то, глядя на эти окутанные туманом горы, представлял, как будешь осваивать этот мир. Как построишь здесь великую цивилизацию. И вся игра проходила именно в таком настроении. В «шестерке» же это ощущение в разы слабее, и игра, скорее, напоминает что-то вроде шахматной партии, где чисто механические действия подавляют игру воображения.

Рельсовые стратегии

Пожалуй, основной упрек к игре с нашей стороны – это слишком очевидные пути победы. Да, все эти военные, культурные и религиозные победы были и в предыдущих частях. Однако в той же Civilization 5 игра не позволяла тебе просто идти по накатанной и достигать изначально выбранный цели. Все время что-то шло не так, приходилось отступать от избранной стратегии, уводить свое государство на другие пути развития. Этому способствовало сочетание многих факторов – то, как были сделаны древа развития, необходимость постоянно расширять свои города, чтобы добиваться нужного результата.

Религиозная победа - одна из самых простых против ИИ. Конечно, при условии, что вам не будут противостоять такие же сильные религиозные державы
Религиозная победа - одна из самых простых против ИИ. Конечно, при условии, что вам не будут противостоять такие же сильные религиозные державы

В Civilization 6 некоторые пути победы реализуются до смешного понятно и просто. Например, религиозная – ты просто выбираешь нацию с хорошими «перками» на духовность, как можно раньше выходишь в религиозные чудеса и «цивики», и как можно быстрее начинаешь создавать сильных апостолов, которые распространяют твою веру во все части света. Дальше она уже распространяется как «снежный ком». Да, если вам попадется на карте другая сильная религиозная цивилизация, то ничего может и не получиться – но сам порядок действий сложнее от этого не становится.

Да, с культурной победой, например, в «шестерке» все не так просто. Но в целом не покидает ощущение, что развитие в этой части стало более предсказуемым, «рельсовым». И из-за этого иногда пропадает чувство того, как ты строишь большую и «настоящую» цивилизацию. Которая проходит сквозь эпохи, меняется, постоянно превращается во что-то новое.

Путь войны

В плане цивилизаций шестая часть оказалась очень щедрой – не в смысле стоимости этих DLC, конечно же, а в смысле количества. И надо отдать разработчикам должное – видно, что они действительно старались придумать какие-то новые «фишки» и механики цив. Однако обращает на себя внимание большое число военных цивилизаций, которые, как известно, при неудачном раскладе могут испортить любую игру.

Если с тобой рядом поселился полководец Чака – то твоя мечта о культурной победе может обратиться прахом. Потому что готовиться придется не к приему туристов, а к затяжной обороне. И с числом таких агрессоров в шестой части на наш взгляд явно переборщили. Хотя любители повоевать в «циве», напротив, довольны – есть из чего выбирать.

В шестой части вместо известных цивилизаций добавили много каких-то племен. И среди них немало военных "держав"
В шестой части вместо известных цивилизаций добавили много каких-то племен. И среди них немало военных "держав"

В игре по-прежнему безнадежно глупый ИИ. Понятно, что в такой сложной стратегии не так просто сделать по-настоящему изобретательный интеллект, но эта топорность поведения компьютерных оппонентов напрягала и в пятой части, и уже начинает бесить в шестой. Это порождает и явный дизбаланс в сложности. Если на уровнях «Король» и «Император» партия будет откровенно легкой, то на «Божестве» она может превратиться в какой-то ад, потому что оппоненту навешают столько бонусов, что догнать его будет проблематично, что бы вы ни делали. Впрочем, многое в Civilization 6 зависит даже не от уровня сложности, а от удачи – расположения, поведения ИИ в данных конкретных условиях и так далее.

Итог. Civilization 6 – отличная игра, продолжающая и развивающая идеи прошлых частей. Однако не все удалось воплотить одинаково хорошо, и историческая романтика отсюда практически полностью выветрилась. Это, а также спорное визуальное решение, отпугивают от нее многих поклонников серии. Что, правда, не мешает ей оставаться популярной и успешной. А, значит, не за горами и седьмая часть.

Канал в Telegram: https://t.me/MishootkaGamerTg

В «ВКонтакте»: https://vk.com/mishootkagamer

А чем вам нравится или не нравится Civilization 6? Пишите в комментариях! И, если понравился материал, подписывайтесь на канал!