Найти тему
Метафорический дом

ПРО КОМПЛЕКСЫ

Теория комплексов связана с философским допущением полипсихизма, идеи о том, что личность - множество внутри единства. Причем у этих частей есть свои центры и они находятся друг с другом в иерархических взаимоотношениях. А у каждого центра есть автономность.

Юнг пишет: “психическое не есть нераздельное единство, но разделимое более или менее целое.
Хотя отдельные части связаны одна с другой, они тем не менее относительно независимы — настолько, что определенные части психического оказываются и вовсе не связанными с Эго или связанными в очень слабой степени.
Я назвал эти психические фрагменты «автономными комплексами» и основал свою теорию комплексов на их существовании."

Согласно этой теории, Эго-комплекс образует центральную характеристику нашей психики. Но он всего лишь один в ряду нескольких комплексов. Другие чаще связаны с Эго-комплексом, третьи — реже, но все они могут более или менее длительное время существовать без всякой связи с Эго.

Причём важно разделять феномены так называемой “множественной личности’’ и множественных состояний личности, хотя суть явления и механизм переключения между ними в чем то похож.

В дальнейшем эти отщепленные частицы сознания выстраивают собственную психическую жизнедеятельность: Комплекс образует, так сказать, маленькую обособленную психику, которая, как показывает опыт, сама по себе развивает своеобразную деятельность фантазии. То, что мы называем фантазией, есть попросту спонтанная психическая активность.

Когда Юнг говорит об Эго “захваченном” или “замещённом” комплексом это отчасти может напоминать переключение “множественной личности”.

Альтернативные личности обеспечивают индивида теми компенсаторный функциями, без которых Эго не может адаптивно существовать.

Комплексы — это специфические тематические реконструкции воспоминания на основе жизненного опыта, фантазий и сделанных из них выводов, которые упорядочены вокруг одной и той же базовой темы и заряжены сильными эмоциями.

Если жизненная ситуация затрагивает эту базовую тему или связана с соответствующим аффектом, мы реагируем “через призму комплекса”. Наше поведение часто обусловлено эмоциональным реагированием, защитой от этих эмоций. Находясь в зависимости от личной “картины мира’ мы ожидаем того, какой должна быть жизнь, а когнитивные искажения скорее помогают подтвердить ее правдоподобность и несправедливость окружающей действительности.

Не подтверждённый критическим анализом каждый аналогичный повторяющийся и подтверждающий последующий опыт толкуется через призму комплекса и усиливает его. Другими словами, люди научаются тому, что определенные ситуации происходят снова и снова, всегда сопровождаясь теми же самыми эмоциями.

Если наше восприятие распознаёт какую либо ситуацию прямо, отдаленно или косвенно напоминающей как некую ранее значимую для нас, в нас автоматически включается целый ряд бессознательных реакций. Включаясь, комплекс может проявляться в стереотипном эмоциональном, когнитивном и поведенческом реагировании.

‘’Мы видим и толкуем ситуацию в контексте комплекса - проявляем “эмоции” и стереотипно защищаемся, то есть “поступаем как всегда”. - пишет о комплексах Верена Каст.

Повседневное общение между людьми может восприниматься ими “через призму комплексов”.

В трудностях коммуникации, взаимоотношений на работе и личной жизни часто уходит корнями в регидные схемы проблематичных взаимодействий, которые сформировали нас, а также отображают историю отношений в детстве. Трудное или значимое взаимодействие между двумя людьми, при котором человек переживает яркие эмоции, формирует комплекс.

Верона Каст в книге «Отцы и дочери. Матери и сыновья» пишет :

«Тот факт, что люди “имеют” материнский и отцовский комплексы,уже стал общеизвестным психологическим знанием. Если мужчина снова и снова ищет в своих подругах “мать” или буквально находит партнершу материнского типа, то большинство окружающих его людей запросто ставят ему диагноз — “он страдает от материнского комплекса”.

Под этим понимают то, что по каким-то причинам этот мужчина вовремя не освободился от своей привязанности к матери, что он “застрял” на прежней стадии развития или что он просто является таким человеком, которому всегда нужна “мамочка”. Однако такие житейские мнения не совсем верны.

А еще говорят: “маменькин сыночек”. И аналогично — “fils а papa” — если мужчина слишком долго остается “сыном своего отца”. Тем не менее, это выражение уже само по себе “более возвышенное”, показывает нам, что в нашем обществе отцовский комплекс у сына считается менее проблематичным.

Если женщина предпочитает мужчин, которые намного старше нее, тогда считают, что у нее отцовский комплекс, и втихомолку предполагают, что она не отделилась от отца. Если она слишком долго остается с матерью или слишком заметно копирует ее образ жизни, то люди, которых касается такое ее поведение, говорят: она страдает от материнского комплекса.

Распознавая и осознавая комплексы мы можем освободиться от них и стать более независимыми людьми, способными жить в более реалистичном мире и отношениях.

Для статьи использованы материалы:

  • Верена Каст «Отцы и дочери. Матери и сыновья».
  • Карл Юнг
  • Зеленский Валерий Всеволодович