Найти тему
Надя Никитина

Клише для сочинений ОГЭ

Сочинение 9.1

Структура сочинения (9.1):

  1. Вступление
  2. Пример 1
  3. Пример 2
  4. Заключение

Вступление

Прочитав предложенный текст, я убедился (-ась) в справедливости слов известного лингвиста (или  филолога, писателя, философа) (имя, фамилия автора), который писал: «…» (выпишите цитату из задания).

Известный лингвист ( или филолог, писатель, философ) (имя, фамилия автора) утверждает (или  пишет, замечает): «…» (выпишите цитату из задания).

Прав был лингвист (учёный, филолог, писатель, философ) (имя, фамилия автора), утверждавший, что «…» (вводится цитата).

Трудно (нельзя) не согласиться с мнением компетентного человека, известного учёного-лингвиста (филолога, писателя, философа), утверждавшего, что «…» (вводится цитата).

Я (полностью) согласен с…

Не могу не согласиться с…

Я разделяю точку зрения…

Я поддерживаю мнение…

Основная часть

Переход к рассуждению. Связать вступление с основной частью можно с помощью таких речевых клише:

Попробуем разобраться в смысле этих слов…

Я согласен с этим высказыванием…

Как можно понять это высказывание?

Попробуем объяснить данное утверждение…

Это высказывание я понимаю так: …

Что имел в виду писатель (учёный)?

О чём же заставляет задуматься автор данного высказывания?

Как понять смысл этих слов?

Мне предстоит поразмышлять над этими словами.

Задумаемся: что стоит за этими словами?

Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.

Смысл этих слов (высказывания) я понимаю так: … (формулируется понимание смысла фразы из задания: 1-2 предложения).

Высказывание лингвиста (имя, фамилия) подтолкнуло меня к следующим размышлениям…

Мне кажется, что здесь речь идёт о…

Я считаю, что…

Я понимаю эти строки так: …

Я думаю, что…

Речь идёт о том, что…

Введение примеров

Попробую доказать справедливость своего суждения…

Моё рассуждение легко подтвердить примерами из текста (имя, фамилия автора).

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению … текста.

Проиллюстрировать это языковое явление можно на примере предложения… текста.

Пример этого языкового явления можно найти в предложении…

Справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения …

В подтверждение приведу пример из предложения … текста.

Рассмотрим предложение …

Подтвердить данный аргумент можно примером из предложения … текста.

Предложение … подтверждает мысль о том, что…

Используйте для введения примеров вводные слова: во-первых…, во-вторых…

Во-первых, автор пишет в предложениях … — … «…» (вставляется цитата, возможно, сокращённая; далее даётся комментарий (1-2 предложения) к цитате). Во-вторых, предложения … — … также доказывают, что…

Заключение

Таким образом, предложенное для анализа высказывание лингвиста (филолога, писателя, философа) (имя, фамилия автора) справедливо.

Можно сделать вывод о том, что прав лингвист (имя, фамилия автора), утверждавший, что…

Следовательно, утверждение лингвиста (имя, фамилия автора) верно (справедливо).

Используйте в заключении вводные слова: таким образом, значит, итак, следовательно, или клише: мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д.

Сочинение 9.2

Структура сочинения (задание 9.2)

  1. Вступление. Рассуждение о смысле высказывания
  2. Первый пример и его роль в тексте
  3. Второй пример и его роль в тексте
  4. Вывод

Вступление

Действительно...

Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.

Попробую доказать эту мысль примерами из текста.

Основная часть

Прекрасным подтверждением этой мысли является текст…

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению № … Проиллюстрировать названное языковое явление можно на примере предложения .. .

Пример можно найти в предложении № …

Рассмотрим предложение... В нѐм использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как...

Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует…

Рассмотрим в качестве примера предложение №… Это подтверждает наш вывод о том, что…

Заключение

Таким образом, итак, в заключение, как видим…

Итак, можно увидеть, что…

Нам удалось доказать, что...

В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…

Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…

Сочинение 9.3

Структура сочинения (9.2):

1. Тезис.
2. Аргумент 1 + пример + комментарий.
3. Аргумент 2 + пример + комментарий.
4. Заключение (по тезису).

Клише для сочинения 9.3. ОГЭ по русскому языку

Часть (абзац)

Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений)

Тезис

На мой взгляд, человечность - это...(или)
По моему мнению, человечность - это... (или)
Мне кажется, что человечность - это... (или)
Я думаю, что человечность - это... (или)
Что такое человечность? Немногие над этим размышляют. Я считаю, что...

Аргументы

Обратимся к тексту Б. Васильева, в котором говорится о... (или)

В тексте Б.Васильев поднимает проблему...

В предложении № ... автор говорит о том, что... (или)

Свое мнения я могу подтвердить примерами из жизненного опыта... (или)
В жизни мы часто наблюдаем... (или)
Однажды я был свидетелем события, которое... Как-то раз...

Заключение

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что... (или)
Таким образом, можно заключить, что... (или)
В заключение я хочу сказать, что...

Самым трудным является поиск аргументов в тексте. Если Вы не очень хорошо разбираетесь в средствах художественной выразительности, то перед экзаменом их, конечно, лучше повторить. В задании 9.3. использовать их в качестве аргумента не обязательно, но умелое использование выразительных средств обязательно будет оценено проверяющим. На самом экзамене большим подспорьем Вам станет, как ни странно, сама экзаменационная работа. Аргумент № 1 Вы берете из прочитанного текста. Задумайтесь о проблеме, поднятой в тексте, о том, как разрешается данная проблема в тексте. Аргумент № 2 Вам подскажет собственный жизненный опыт. Задумайтесь о том, актуальна ли данная проблема в настоящее время? Как проявляется проблема в наши дни? И напишите об этом