Сочинение 9.1
Структура сочинения (9.1):
- Вступление
- Пример 1
- Пример 2
- Заключение
Вступление
Прочитав предложенный текст, я убедился (-ась) в справедливости слов известного лингвиста (или филолога, писателя, философа) (имя, фамилия автора), который писал: «…» (выпишите цитату из задания).
Известный лингвист ( или филолог, писатель, философ) (имя, фамилия автора) утверждает (или пишет, замечает): «…» (выпишите цитату из задания).
Прав был лингвист (учёный, филолог, писатель, философ) (имя, фамилия автора), утверждавший, что «…» (вводится цитата).
Трудно (нельзя) не согласиться с мнением компетентного человека, известного учёного-лингвиста (филолога, писателя, философа), утверждавшего, что «…» (вводится цитата).
Я (полностью) согласен с…
Не могу не согласиться с…
Я разделяю точку зрения…
Я поддерживаю мнение…
Основная часть
Переход к рассуждению. Связать вступление с основной частью можно с помощью таких речевых клише:
Попробуем разобраться в смысле этих слов…
Я согласен с этим высказыванием…
Как можно понять это высказывание?
Попробуем объяснить данное утверждение…
Это высказывание я понимаю так: …
Что имел в виду писатель (учёный)?
О чём же заставляет задуматься автор данного высказывания?
Как понять смысл этих слов?
Мне предстоит поразмышлять над этими словами.
Задумаемся: что стоит за этими словами?
Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
Смысл этих слов (высказывания) я понимаю так: … (формулируется понимание смысла фразы из задания: 1-2 предложения).
Высказывание лингвиста (имя, фамилия) подтолкнуло меня к следующим размышлениям…
Мне кажется, что здесь речь идёт о…
Я считаю, что…
Я понимаю эти строки так: …
Я думаю, что…
Речь идёт о том, что…
Введение примеров
Попробую доказать справедливость своего суждения…
Моё рассуждение легко подтвердить примерами из текста (имя, фамилия автора).
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению … текста.
Проиллюстрировать это языковое явление можно на примере предложения… текста.
Пример этого языкового явления можно найти в предложении…
Справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения …
В подтверждение приведу пример из предложения … текста.
Рассмотрим предложение …
Подтвердить данный аргумент можно примером из предложения … текста.
Предложение … подтверждает мысль о том, что…
Используйте для введения примеров вводные слова: во-первых…, во-вторых…
Во-первых, автор пишет в предложениях … — … «…» (вставляется цитата, возможно, сокращённая; далее даётся комментарий (1-2 предложения) к цитате). Во-вторых, предложения … — … также доказывают, что…
Заключение
Таким образом, предложенное для анализа высказывание лингвиста (филолога, писателя, философа) (имя, фамилия автора) справедливо.
Можно сделать вывод о том, что прав лингвист (имя, фамилия автора), утверждавший, что…
Следовательно, утверждение лингвиста (имя, фамилия автора) верно (справедливо).
Используйте в заключении вводные слова: таким образом, значит, итак, следовательно, или клише: мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д.
Сочинение 9.2
Структура сочинения (задание 9.2)
- Вступление. Рассуждение о смысле высказывания
- Первый пример и его роль в тексте
- Второй пример и его роль в тексте
- Вывод
Вступление
Действительно...
Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
Попробую доказать эту мысль примерами из текста.
Основная часть
Прекрасным подтверждением этой мысли является текст…
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению № … Проиллюстрировать названное языковое явление можно на примере предложения .. .
Пример можно найти в предложении № …
Рассмотрим предложение... В нѐм использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как...
Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует…
Рассмотрим в качестве примера предложение №… Это подтверждает наш вывод о том, что…
Заключение
Таким образом, итак, в заключение, как видим…
Итак, можно увидеть, что…
Нам удалось доказать, что...
В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…
Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…
Сочинение 9.3
Структура сочинения (9.2):
1. Тезис.
2. Аргумент 1 + пример + комментарий.
3. Аргумент 2 + пример + комментарий.
4. Заключение (по тезису).
Клише для сочинения 9.3. ОГЭ по русскому языку
Часть (абзац)
Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений)
Тезис
На мой взгляд, человечность - это...(или)
По моему мнению, человечность - это... (или)
Мне кажется, что человечность - это... (или)
Я думаю, что человечность - это... (или)
Что такое человечность? Немногие над этим размышляют. Я считаю, что...
Аргументы
Обратимся к тексту Б. Васильева, в котором говорится о... (или)
В тексте Б.Васильев поднимает проблему...
В предложении № ... автор говорит о том, что... (или)
Свое мнения я могу подтвердить примерами из жизненного опыта... (или)
В жизни мы часто наблюдаем... (или)
Однажды я был свидетелем события, которое... Как-то раз...
Заключение
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что... (или)
Таким образом, можно заключить, что... (или)
В заключение я хочу сказать, что...
Самым трудным является поиск аргументов в тексте. Если Вы не очень хорошо разбираетесь в средствах художественной выразительности, то перед экзаменом их, конечно, лучше повторить. В задании 9.3. использовать их в качестве аргумента не обязательно, но умелое использование выразительных средств обязательно будет оценено проверяющим. На самом экзамене большим подспорьем Вам станет, как ни странно, сама экзаменационная работа. Аргумент № 1 Вы берете из прочитанного текста. Задумайтесь о проблеме, поднятой в тексте, о том, как разрешается данная проблема в тексте. Аргумент № 2 Вам подскажет собственный жизненный опыт. Задумайтесь о том, актуальна ли данная проблема в настоящее время? Как проявляется проблема в наши дни? И напишите об этом